Пользовательского поиска
|
решение проблемы. Уже на
раннем этапе становления педагогических взглядов Толстой указывал на то, что
необходимо изучить главный “критериум” педагогики - свободу:
“...Нам необходимо изучать
все те условия, которые способствовали совпадению стремлений образовывающего и
образовывающегося; нам нужно определить, что такое есть та свобода, отсутствие
которой препятствует совпадению обоих стремлений и которая одна служит для нас
критериумом всей науки образования”. (П С “О народном образовании”, 82)
Во-первых, Толстой рассматривал вопрос о
свободе с точки зрения организации народного образования в стране. Толстой
считал, что царское правительство не должно лишать крестьян права свободно
устраивать свои школы и самим выбирать учителей и предметы. Он высказывался
против какого-либо принуждения человеческой личности. В статье “О народном
образовании” (1874 год) он делал соответствующий вывод: “В народной школе точно также право
это определять то, чему надо учиться, с какой бы стороны мы ни рассматривали
этот вопрос, принадлежит народу...”(П С 374)
Касаясь понимания свободы в деле
организации школ, Лев Николаевич писал, что нельзя государственным путем
принудительно насаждать систему школ в стране, напротив, надо дать народу
возможность свободно осознать и проявить свою волю в деле образования и строить
школы так, как этого хочет народ; под
“народом” Толстой подразумевал широкие массы крестьянства. Он глубоко верил в
творческие способности народа. В работе “О народном образовании”, написанной в
1862 году, он подчеркивает природное стремление простых людей к знаниям и
нежелание правительства идти навстречу простому люду в вопросах образования:
“Потребность образования
лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет
воздуха для дыхания. Правительство и общество сгорают желанием образовать
народ, и, несмотря на все насилие, хитрости и упорство правительств и обществ,
народ постоянно заявляет свое недовольство предлагаемым ему образованием и шаг
за шагом сдается только силе”.(П С “О народном образовании”, 64)
Во-вторых, Толстой развивал
идею о свободе выбора как основополагающий принцип, определяющий сущность
воспитания и обучения, взаимоотношения учителя и учащихся в школе. Именно с
этой точки зрения мы рассмотрим толстовскую идею свободы более подробно ниже.
Необходимо отметить, что убеждения Толстого претерпевали изменения вместе с эволюцией его философских взглядов и гражданской позиции. В ранних педагогических статьях Толстой понимал под традиционным воспитанием умышленное и принудительное формирование сознания учащихся. В своей работе “Воспитание и образование он пишет: “Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим”. (П С 242) Он резко противопоставлял воспитание образованию: “...Образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого - сообщать уже приобретенное им”. (242) Сущность образования он видел в элементарном усвоении детьми фактических знаний, сообщаемых в школе.