![]()
Пользовательского поиска
|
Процесс достижения прочных
знаний, умений и навыков Толстой оценивал как сложный, многоступенчатый. К
важнейшим условиям достижения основательности знаний Толстой относил следующие:
Сознание в школе естественной,
здоровой, доброжелательной обстановки (“дух школы”), отвечающей детской
природе, любознательности, потребности в свободе развития;
Постоянную и разностороннюю
связь обучения жизнью, обучения с воспитанием;
Применение в обучении различных
методов и приемов в соответствии с возрастными особенностями (о них речь пойдет
ниже);
Предоставление детям широких
возможностей для самостоятельной учебно-познавательной и творческой работы, при
незаметном направляющем влиянии учителя;
Стремление к установлению
межпредметных связей;
Систематическое, продуманное
повторение и обобщение изучаемого;
Наличие полного душевного
согласия, гармонии в отношениях между учителем и учащимися;
Тесная органическая связь между
урочной и внеурочной познавательной деятельностью детей;
Обеспечение в школе связи
умственного с физическим развитием ребенка.
2.1.5. Исходной психолого-педагогической
позицией Л. Н. Толстого в подходе к выше рассмотренной проблеме прочности
усвоения знаний, умений и навыков была опора на природное стремление ребенка к
знанию. Принцип природосообразности, присущий всей педагогической
концепции Толстого, и здесь оказался ведущим.
“Желание учиться в детях так
сильно,- отмечал он -, что для удовлетворения этого желания они подчиняются
многим трудным условиям и простят много недостатков”[1].(псс
8-42 ) Природное стремление ребенка к знанию, к открытию нового для себя
является драгоценнейшим естественно-педагогическим условием, которое учителю
необходимо всячески оберегать от
разрушения и потерь. “Образование есть потребность всякого человека,-
писал Толстой в статье “Сельский учитель”,- поэтому образование может быть
только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и
верности пути образования есть удовлетворение, с которым оно воспринимается.
Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять
наслаждение учащимся”[2].(псс
8- 394 )
2.2. Особое внимание в вопросах дидактики Толстой уделял активизации учебного процесса. На основе экспериментов в Яснополянской школе, изучения работы школ в России и за рубежом Толстой убедился, что традиционно используемый набор методов и приемов обучения часто неадекватен возрастным и психическим особенностям детей, в связи с чем активность детей падает, возникает непонимание и боязнь, скованность и
![]() |