![]()
Пользовательского поиска
|
восприятия, продвинуться в
своем развитии. В противном случае дети не будут активными, и на уроке будет
господствовать скука.
В Яснополянской школе ставились опыты по
физике и естествознанию, но особенно большое значение придавалось
непосредственному изучению предметов и явлений в естественной обстановке.
2.2.2. Значительное место среди методов обучения, активизирующих учебный
процесс, занимает “рассказ-рассказывание”. Л. Н. Толстой строил рассказ по
интересному сюжету, образно описывал переживания и поступки действующих героев,
увлекая детей и заставляя их сопереживать героям произведений. Выразительность
языка, глубокое впечатление от содержания, сила морального воздействия на
учащихся - таковы характерные особенности толстовских рассказов. Толстой писал:
“Когда идет новый рассказ - все замерли,
слушают. Когда повторение - тут и там раздаются самолюбивые голоса, не могущие
выдержать, чтобы не подсказать учителю”[1].(п
с “Яснополянская школа за ноябрь...” с 163 ) Эта эмоциональная приподнятость на
уроке достигалась за счет
педагогического мастерства Толстого, его писательского таланта и
исключительной любовью к детям. Безусловно, что не каждый педагог, даже опытный
педагог-мастер может осуществить данный метод на уроке.
Описывая активность учеников, Толстой
отмечал, что каждому хотелось вставить свое слово, каждый жадно следил за
рассказчиком, не пропуская ни единой ошибки. “Спросите его, и он расскажет
страстно, и то, что он расскажет, навсегда врежется в его памяти”[2].
(Псс 8-81 )Когда заканчивался рассказ, учителя и ученики, собираясь в группы,
часто пересказывали содержание друг другу. Слушающие поправляли рассказчиков,
когда они что-либо упускали.
В “Азбуке” Толстой рекомендовал учителям
заставлять детей не только рассказывать содержание, но и делать выводы, которые
вытекают из басни, притчи, занимать определенную нравственную позицию. Учитель
должен стремиться к тому, чтобы в результате рассказа у детей возникали
вопросы, таким образом, развивалась критичность ума, способность высказывать и
отстаивать собственную точку зрения.
В активизации учебного процесса исключительно
большое значение имели рассказы, написанные самим Толстым, или же произведения
других писателей, переработанные им. Детские рассказы Толстого, отличающиеся
простотой и яркостью воображения и художественным совершенством, волнуют ребят,
их герои и проблемы близки ребятам и оставляют глубокое и неизгладимое
впечатление.
2.2.3. Толстым создана целая методика разнообразных эмоциональных воздействий на учащихся, которая широко использовалась им для пробуждения интереса к истории и активизации мыслительной деятельности школьников. В этом отношении характерен урок о войне
[1] Толстой Л. Н. Педагогические сочинения, стр.163.
[2] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т.8, стр.81.
![]() |