Товарный знак - как объект интеллектуальной собственности.
(сочинение-эссе)
Словарь определяет нам термин собственность - как правовое обладание имуществом. Отношения собственности на средства производства - важнейшая сторона экономических отношений. В девятнадцатом веке основной фигурой собственника был капиталист-предприниматель. В двадцатом веке развитие получили различные виды групповой собственности. Но все они касались материального производства и произведенных товаров. Гораздо реже речь шла о литературных и художественных произведениях, изобретениях, названиях, изображениях, символики. Все эти творения человеческого разума являются тоже собственностью - интеллектуальной собственностью. Она условно делится на две категории: авторское право и промышленная собственность (изобретения, промышленные образцы, места происхождения товара и товарные знаки).
Современный рынок значительно отличается от рынка эпохи конкуренции и даже от рынка начала двадцать первого века, когда в отдельных отраслях ведущая роль принадлежала картелям и корпорациям. Именно тогда появилась необходимость в индивидуализации товара, производимого различными предприятиями. Главную роль в этом сыграла торговая марка, которая в самом начале представлялась названием фирмы.
Прошло время, и к началу нового тысячелетия конкуренция товаров и услуг окончательно оформилась в конкуренцию товарных знаков. В соответствии со статьей первой Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров", товарным знаком является обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц. Действительно, потребитель отличает товар конкретной фирмы, прежде всего по товарному знаку. Наличие знака свидетельствует о гарантии качества товара. Он является мощным рекламным инструментом, увеличивает стоимость товаров, способствует формированию имиджа компании и, конечно, имеет свою денежную стоимость.
В условиях жесткой рыночной конкуренции велика вероятность, что в определенный момент какая-либо компания воспользуется репутацией "раскрученного" товарного знака и начнет продвигать на рынке свои товары под этой маркой.
Именно поэтому так остро стоит сейчас проблема защиты товарных знаков, как объекта интеллектуальной собственности. Общество привыкло считать собственностью продукты человеческого разума большего масштаба: роман, повесть, музыкальное произведение, художественное изображение. А что такое товарный знак? Название, состоящее из одного слова или словосочетания. Такая мелочь! Да любой придумает! И это считать интеллектуальной собственностью?! И это защищать?! Так наверняка рассуждают люди, не соприкасавшиеся с творческой деятельностью создателя товарного знака. Товарный знак несет в себе не просто информацию о фирме, товаре. Он, по большому счету, формирует стиль жизни, предлагаемый производителем. В этом все и дело.
Русский язык очень богат различными нюансами, ассоциациями. Даже одно слово может вызвать бурю чувств, эмоций, желаний. Например, "Калина" - косметическая фирма. С чем ассоциируется слово "калина"? Название ягоды, которая произрастает на Среднем и Южном Урале, встречается на просторах Восточно-Европейской равнины. Это наше российское, нигде больше не встречающееся, растение. Живое, природное, дикорастущее - значит, нет никакой химии, пыли, загазованности. Растение этого не любит - не использует и фирма в своей работе данные ингредиенты.
"Калина" - это ягода. Небольшая, изящная, неброская, но чувственная; не приторно сладкая, а чуть с кислинкой, которая не только не портит вкус, а наоборот, придает ему своеобразную изюминку. Так и товар, предлагаемый косметической фирмой, делает, прежде всего, женщину изящной, чувственной, неповторимой.
"Калина" - это образ. Светлый, чистый, солнечный. Широко не растиражированный, как, например, "малина" или "рябина". Но именно этот образ ассоциируется с новой Россией, с ожиданием еще неизвестного, но обязательно прекрасного и позитивного.
А ведь есть еще одна "Калина" - "Лада-Калина" - машина. Конечно, претензий по поводу названия товара быть не должно, поскольку здесь не совсем та "Калина". Но обратите внимание на торговую судьбу этого товара. Машина вполне современная, но большой популярностью не особенно пользуется. Может дело не только в технических характеристиках товара? Может, стоит обратить внимание и на название машины? "Калина" - это комфорт, красота, изыск. А где надежность, скорость, уверенность? Хотя возможно создатели новой модели машины хотели преподнести подарок автолюбительницам, создав российский женский автомобиль. Ведь бренд "Калина" пользуется у женщин заслуженным вниманием. Тогда создатели машины должны сделать акцент именно на этом и предлагать ее в первую очередь женщинам.
Товарный знак - это такая же собственность, как и очерк, фотография, поэма. Создать товарный знак, который емко и точно передаст главную идею фирмы, так же сложно, как и написать произведение, которое захочется перечитать еще и еще. Продукт с запоминающимся, броским и вместе с тем характерным товарным знаком захочется купить, так сказать, "познакомиться" с ним, а затем продолжить "знакомство". Поэтому товарный знак является продуктом самовыражения. Не удивительно, что в настоящее время вопросы охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность, а именно государственная регистрация товарного знака привлекает все большее внимание.
Товарный знак как объект интеллектуальной собственности может иметь весьма высокую стоимость. Если автор хочет, чтобы его идея (знак) охранялась, то он должен получить патент (то есть, произвести регистрацию товарного знака), который будет означать авторство и исключительное право лица на использование его интеллектуальной собственности и его защиту. Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков). Свидетельство на товарный знак позволяет получить монопольное право на производство и продажу товаров, ведение рекламы и прочей деятельности под защищаемым знаком. Практически каждый предприниматель в своей деятельности неизбежно сталкивается с вопросами защиты интеллектуальной собственности, в том числе - регистрации товарных знаков. Наименование продукта, название или ло
готип
компании, торговая марка или рекламный лозунг, не зарегистрированные в качестве товарного знака, могут в любое время быть украдены и использованы в нечестной конкурентной борьбе. А правовая охрана предоставляется товарному знаку только на основании его государственной регистрации.
Правообладатель товарного знака имеет три правомочия: по своему усмотрению самому использовать свой товарный знак, разрешать его использование третьим лицам, запрещать его использование третьим лицам. Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Кстати, срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен еще на десять лет по заявлению правообладателя и, при этом, неограниченное число раз. Тем самым, государство защищает интеллектуальную собственность от посягательств нечестных лиц. Конечно, использование товарного знака без регистрации возможно, но ничем не защищено. Возможна такая ситуация, когда какая-либо компания зарегистрирует уже использующийся, но не зарегистрированный, товарный знак и тем самым запретит пользоваться этим знаком другим компаниям, в том числе и тем, кто изначально вы
вел этот товарный знак на рынок. В лучшем случае, изначальному обладателю товарного знака может быть предложено выкупить регистрацию за определенную, и, думаю, весьма крупную сумму. В худшем - изначальный владелец может навсегда утратить права на товарный знак, в продвижение которого он уже вложил немало сил и средств. Более того, если дело дойдет до суда, может быть принято решение не только запретить дальнейшее использование товарного знака, но и суд вполне может обязать первоначального производителя выплатить компенсацию за его использование.
Именно поэтому государство требует производить регистрацию товарных знаков, иначе оно не сможет защитить правообладателя. Конечно, регистрация товарного знака весьма трудоемкий процесс, состоящий из нескольких этапов, таких как: экспресс-проверка и предварительная проверка на тождество и сходство по фонду поданных на регистрацию и зарегистрированных товарных знаков; подготовка и подача заявки на регистрацию товарного знака; ведение делопроизводства по поданной заявке на регистрацию товарного знака в период проведения всех экспертиз, с возможностью обжалования решений по заявке; получение свидетельства о регистрации товарного знака. И связано это с тем, что споры в области использования товарных знаков носят объективный характер и связаны с обострением конкурентной борьбы в условиях рынка. Ведь исключительное право на товарный знак не только удостоверяется свидетельством, которое выдается на товарный знак, но и подтверждает: приоритет товарного знака, исключител
ьный
характер прав правообладателя, невозможность иным лицам зарегистрировать такой же товарный знак или обозначение, сходное до степени смешения с этим товарным знаком, объем охраны исключительного права на товарный знак.
Однако, кроме права, владелец товарного знака наделен еще и обязанностью использовать товарный знак. Непрерывное неиспользование товарного знака в течение трех лет приводит к досрочному прекращению действия правовой охраны по заявлению любого лица в палату по патентным спорам.
Современный этап научно-технического и культурного развития общества и государства характеризуется возросшим вниманием к проблематике ценности личности и индивидуального творчества как продукта ее самовыражения, что во многом, обуславливает актуальность интеллектуального труда человека в различных сферах деятельности. Не удивительно, что в настоящее время вопросы охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность, одним из которых является товарный знак, привлекают все большее внимание.

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики