Пользовательского поиска

Конкурс журналистских работ

 

 Живой храм

Очерк

 

 

 

 

Работу выполнил:  Чертовских  Роман

11 класс

КГОУ « Бийский лицей - интернат

Алтайского края»

659302, Алтайский край,

г. Бийск, ул. Кутузова, 9/3

Директор лицея: Калинин

Александр Александрович

т.  8 (3854) 31 -26- 49

Руководитель: Исупова Маргарита

Александровна,

учитель литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бийск - 2010

Живой храм

Очерк

 

В живописных предгорьях Алтая, на слиянии рек Бии и Катуни,  на зеленых  их берегах   по - сибирски привольно раскинулся небольшой провинциальный городок Бийск. Это моя Родина. Городу уже три столетия от роду.  Уютный, сохранивший  нетронутым свой  старинный облик в центре,  с новостройками  по окраинам,   город сразу открывается  приезжему человеку.   Доверчиво  распахивается настежь. Лежит он в котловине, близко подходит к  широкой неторопливой реке,  утопает в садах. Веселый,  цветущий город. Его называют воротами  Горного Алтая.  В небольшом моем городе светло от  высокого неба,  чистого воздуха, промытого теплыми летними ливнями,   напоенного ароматом цветенья; от царственной Бии, которая идет навстречу Катуни плавно и величаво.   И еще от золотого блеска  старых и новых храмов и церквей. 

 И. Шредер, швейцарский коммивояжер,  в XVIII веке  в своих  путевых  очерках "Мои путешествия по сибирскому Алтаю" писал: "Город Бийск отличается от прочих в Томской губернии большим количеством православных церквей. Все они содержатся в образцовом порядке и почитаются местными жителями. Обыватели города весьма добропорядочные и набожные граждане".   И был прав: к храмам в Бийске всегда относились с величайшим почтением, о них заботились, ими гордились.  У местных церквей длинная и славная история.

Едва заложили Бикатунский острог, чтобы отражать от границ российских  набеги  ждунгарских  кочевников, как уже в штабной избе начались  для гарнизона службы утренние и вечерние.  Об этом особо  заботился полковник Петр Иванович Четов, комендант крепости. Прихожан вместе с гарнизонными  было более шести тысяч, так что под церковные нужды комендант отдал два офицерских дома. Внутренним убранством послужили  передвижные полковые  иконостасы, а пастырям было предписано вести молебны  для городских православных и полкового люда.

 А к концу   XVIII века в городе  насчитывалось  уже 12 каменных и 8 деревянных церквей и часовен.

Самым  последним по времени был выстроен  действующий  поныне собор  во имя Успения  Пресвятой Богородицы.  

Храм строился на  денежные пожертвования казачьего Староуспенского собора,  на личные сбережения купца Михаила Савельеича Сычева и   множества   безымянных православных. В марте 1897 года грамотой Преосвященнейшего Макария Невского,  епископа Томского и Барнаульского,  было преподано благословление на заложение собора, в 1899 году состоялась закладка фундамента. В епископате решено было   строить церковь  в русско - византийском  стиле. А к концу  1903 году его Преосвященством Макарием были освящены три храмовых престола: главный,  во имя праздника Успения Пресвятой Богородицы,  и в двух  пределах:  во имя первоверховных  апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца.  Белый, как лебедь, храм вознесся в небо четырьмя золотыми куполами - луковицами и был далеко виден со всех концов города. Его не зря поднимали недалеко от речного берега: в ясные дни  храмовая постройка кажется неотделимой частью приречного зеленого сада. Величавый храм   высится  над неторопливыми  серебряными водами  Бии и прячется в весеннем цвете яблонь.  Не поймешь сразу, то ли яблоневый  кипень устремляется в небо, то ли облака крутой волной хлынули на землю. Живой храм живой православной веры. Он  словно собирает вокруг себя город, напоминает горожанам о  высоком и вечном. Красота, застывшая в камне.

Много повидал Успенский храм за долгие годы своей жизни. В сталинские времена, в    двадцатые - тридцатые  годы,    собор был закрыт и осквернен: помещения стали использовать   для хранения зерна и хозяйственного   инвентаря, а  всю  церковную  утварь,  среди которой были подлинные произведения искусства,  расхитили.  Об этом ( а может,  и о множестве других поруганных святынях) писал наш земляк Василий Макарович Шукшин в рассказах « Мастер» и  « Крепкий мужик». Повсюду на Алтае и в огромной России рушили церкви и колокольни, забывая, что в них крестили и отпевали не одно поколение родных и близких кому - то людей. Успенский   храм  тоже  много раз убивали, но, подобно птице Фениксу, восставал  он из небытия и делался краше раз от разу.  Разрушили его в 20 - е годы, снесли могилы в церковной ограде, уничтожили память о многих людях, кто много порадел для блага города. Среди незаслуженно забытых оказался и комендант четов, который завещал храму после своей смерти икону Казанской Божьей Матери.  Только  29 июля  1947 году после  многолетних усилий  барнаульского  епископата  началось  возрождение святыни. И снова храм подымали на пожертвования  верующих, на народные деньги.  Но угроза закрытия собора существовала вплоть до начала девяностых годов XX века,  вплоть до падения коммунистической власти.

Пережил храм и еще одно отречение. В шестидесятые  годы преподаватели соседствующего с храмом педагогического института  потребовали закрытия  Успенского собора "как очага мракобесия".  Спасли храм отчаянные протесты верующих, в  городских газетах  развернулась широкая дискуссия общественности и горожан.  Храм  на этот раз отстояли. И более того, радением настоятеля и клира церковь была поновлена московскими мастерами-реставраторами, художниками, благословленными  самим патриархом.  Купола собора украсили золоченые кресты.   Изменился и похорошел интерьер храма:  на стенах и в куполе появились  прекрасные    росписи.   Церковь Успения Пресвятой Богородицы  приобрела прежнюю красоту и строгость.

Храм продолжал жить, дышать, давать силы всем, кто нуждался в поддержке и помощи. В 1989 году на колокольню подняли пять новых колоколов, отлитых в Воронеже.   Успенский храм за годы тяжелых испытаний стал центром православия и веры не только Бийска, но и всех ближайших районов. Памятной датой для бийских прихожан стало 12 мая 1991 года: собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Александрий II.  Его посещение стало настоящим праздником не только для верующих, но и многих горожан и жителей ближайших сел. А с 1994 года по указу Епископа Антония храм стал именоваться собором и в 1988 году получил статус кафедрального.

И по сей день это прекраснейший белокаменный собор стоит   в старой части города, снежно-белые  кирпичи и золоченые кресты на серебряных куполах сверкают на солнце великолепием и неземной красотой.  Внутри храма царит божественная благодать, в воздухе витает запах ладана и благовоний, рядом с иконами горят свечи, а во время церковной службы дивный  хор певчих радующий   души.  Я бываю в Успенском соборе вместе со своей бабушкой. Сперва она приводила меня сюда за руку, теперь я сам чувствую потребность побыть наедине с собственной совестью. Так что я могу сказать, что это и мой собор. К сожалению, из нашей повседневности уходит замечательное русское слово « соборность», а ведь без нее нет народа, нет страны, нет Родины. Но я вижу, что собор сегодня нужен и молодым, и старым.   К  нему  приходят во дни горя, несут  свои больные души,  молятся об успокоении любимых и незабвенных своих. С  ним делятся радостью: крестят детей, венчаются, обещая друг другу любовь и верность, опору и подмогу. В Пасхальные дни для многих горожан Успенский собор становится местом праздничного паломничества.  В часы всенощного бдения   белоснежное здание   выплывает из ночного  мрака и словно парит над землей в  свете прожекторов.

 Живой  собор  Успения Пресвятой Богородицы, думается мне,  нетленен, как русская душа, как душа самой России. Неистребим народ, сердце которого полно света и высокой любви к своей земле, к  истории предков, к их вере. Пока жива вера, жива  моя Родина.

 

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики