Пользовательского поиска
|
Конкурс журналистских работ
Живой храм
Очерк
Работу выполнил:
Чертовских Роман
11 класс
КГОУ « Бийский лицей - интернат
Алтайского края»
659302, Алтайский край,
г. Бийск, ул. Кутузова, 9/3
Директор лицея: Калинин
Александр Александрович
т. 8 (3854) 31
-26- 49
Руководитель: Исупова Маргарита
Александровна,
учитель литературы
Бийск - 2010
Живой храм
Очерк
В
живописных предгорьях Алтая, на слиянии рек Бии и Катуни, на зеленых их берегах
по - сибирски привольно
раскинулся небольшой провинциальный городок Бийск. Это моя Родина. Городу уже три
столетия от роду. Уютный, сохранивший нетронутым свой старинный облик в центре, с новостройками по окраинам, город сразу открывается приезжему человеку. Доверчиво распахивается настежь. Лежит он в котловине,
близко подходит к широкой неторопливой реке, утопает в садах. Веселый, цветущий город. Его называют воротами Горного Алтая.
В небольшом моем городе светло от
высокого неба, чистого воздуха,
промытого теплыми летними ливнями, напоенного ароматом цветенья; от царственной
Бии, которая идет навстречу Катуни плавно и величаво. И еще от золотого блеска старых и новых храмов и церквей.
И. Шредер, швейцарский коммивояжер, в XVIII веке в своих путевых очерках "Мои путешествия по сибирскому Алтаю" писал: "Город Бийск отличается от
прочих в Томской губернии большим количеством православных церквей. Все они
содержатся в образцовом порядке и почитаются местными жителями. Обыватели
города весьма добропорядочные и набожные граждане". И был прав:
к храмам в Бийске всегда относились с величайшим почтением, о них заботились,
ими гордились. У местных церквей длинная
и славная история.
Едва
заложили Бикатунский острог, чтобы отражать от границ российских набеги
ждунгарских кочевников, как уже в
штабной избе начались для гарнизона
службы утренние и вечерние. Об этом
особо заботился полковник Петр Иванович
Четов, комендант крепости. Прихожан вместе с гарнизонными было более шести тысяч, так что под церковные
нужды комендант отдал два офицерских дома. Внутренним убранством послужили передвижные полковые иконостасы, а пастырям было предписано вести
молебны для городских православных и
полкового люда.
А к концу XVIII
века в городе насчитывалось уже 12 каменных и 8 деревянных церквей и
часовен.
Самым
последним по времени был выстроен
действующий
поныне собор во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Храм
строился на денежные пожертвования казачьего
Староуспенского собора, на личные
сбережения купца Михаила Савельеича Сычева и множества безымянных православных. В марте 1897 года
грамотой Преосвященнейшего Макария Невского, епископа Томского и Барнаульского, было преподано благословление на заложение
собора, в 1899 году состоялась закладка фундамента. В епископате решено
было строить церковь в русско - византийском стиле. А к концу 1903 году его Преосвященством Макарием были
освящены три храмовых престола: главный, во имя праздника Успения Пресвятой Богородицы, и в двух
пределах: во имя первоверховных апостолов Петра и Павла и святителя Николая
Чудотворца. Белый, как лебедь, храм
вознесся в небо четырьмя золотыми куполами - луковицами и был далеко виден со
всех концов города. Его не зря поднимали недалеко от речного берега: в ясные
дни храмовая постройка кажется
неотделимой частью приречного зеленого сада. Величавый храм высится над неторопливыми серебряными водами Бии и прячется в весеннем цвете яблонь. Не поймешь сразу, то ли яблоневый кипень устремляется в небо, то ли облака
крутой волной хлынули на землю. Живой храм живой православной веры. Он словно собирает вокруг себя город, напоминает
горожанам о высоком и вечном. Красота,
застывшая в камне.
Много
повидал Успенский храм за долгие годы своей жизни. В сталинские времена, в двадцатые - тридцатые годы, собор
был закрыт и осквернен: помещения стали использовать для
хранения зерна и хозяйственного инвентаря, а
всю церковную утварь,
среди которой были подлинные произведения искусства, расхитили.
Об этом ( а может, и о множестве
других поруганных святынях) писал наш земляк Василий Макарович Шукшин в
рассказах « Мастер» и « Крепкий мужик».
Повсюду на Алтае и в огромной России рушили церкви и колокольни, забывая, что в
них крестили и отпевали не одно поколение родных и близких кому - то людей.
Успенский храм тоже
много раз убивали, но, подобно птице Фениксу, восставал он из небытия и делался краше раз от разу. Разрушили его в 20 - е годы, снесли могилы в
церковной ограде, уничтожили память о многих людях, кто много порадел для блага
города. Среди незаслуженно забытых оказался и комендант четов, который завещал
храму после своей смерти икону Казанской Божьей Матери. Только 29 июля
1947 году после многолетних
усилий барнаульского епископата
началось возрождение святыни. И
снова храм подымали на пожертвования
верующих, на народные деньги. Но
угроза закрытия собора существовала вплоть до начала девяностых годов XX века, вплоть до падения коммунистической власти.
Пережил
храм и еще одно отречение. В шестидесятые годы преподаватели соседствующего с храмом
педагогического института потребовали закрытия
Успенского собора "как очага мракобесия". Спасли храм отчаянные протесты верующих,
в городских газетах развернулась широкая дискуссия общественности
и горожан. Храм на этот раз отстояли. И более того, радением
настоятеля и клира церковь была поновлена московскими мастерами-реставраторами,
художниками, благословленными самим
патриархом. Купола собора украсили
золоченые кресты. Изменился и похорошел интерьер храма: на стенах и в куполе появились прекрасные росписи.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы приобрела прежнюю красоту и строгость.
Храм
продолжал жить, дышать, давать силы всем, кто нуждался в поддержке и помощи. В
1989 году на колокольню подняли пять новых колоколов, отлитых в Воронеже. Успенский
храм за годы тяжелых испытаний стал центром православия и веры не только
Бийска, но и всех ближайших районов. Памятной датой для бийских прихожан стало
12 мая 1991 года: собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Александрий II. Его посещение стало настоящим
праздником не только для верующих, но и многих горожан и жителей ближайших сел.
А с 1994 года по указу Епископа Антония храм стал именоваться собором и в 1988
году получил статус кафедрального.
И
по сей день это прекраснейший белокаменный собор стоит в старой
части города, снежно-белые кирпичи и
золоченые кресты на серебряных куполах сверкают на солнце великолепием и
неземной красотой. Внутри храма царит
божественная благодать, в воздухе витает запах ладана и благовоний, рядом с
иконами горят свечи, а во время церковной службы дивный хор певчих радующий души.
Я бываю в Успенском соборе вместе со своей бабушкой. Сперва она
приводила меня сюда за руку, теперь я сам чувствую потребность побыть наедине с
собственной совестью. Так что я могу сказать, что это и мой собор. К сожалению,
из нашей повседневности уходит замечательное русское слово « соборность», а
ведь без нее нет народа, нет страны, нет Родины. Но я вижу, что собор сегодня
нужен и молодым, и старым. К нему приходят во дни горя, несут свои больные души, молятся об успокоении любимых и незабвенных
своих. С ним делятся радостью: крестят
детей, венчаются, обещая друг другу любовь и верность, опору и подмогу. В Пасхальные
дни для многих горожан Успенский собор становится местом праздничного
паломничества. В часы всенощного
бдения белоснежное здание выплывает из ночного мрака и словно парит над землей в свете прожекторов.
Живой
собор Успения Пресвятой
Богородицы, думается мне, нетленен, как
русская душа, как душа самой России. Неистребим народ, сердце которого полно
света и высокой любви к своей земле, к
истории предков, к их вере. Пока жива вера, жива моя Родина.