Пользовательского поиска

         НЕЗАБВЕННАЯ ПАМЯТЬ И БОЛЬ БЕСПОКОЙНОГО СЕРДЦА

        (Размышления о книге стихотворений поэта В. Шемшученко «…И рука превратится в крыло»)

            

 

                                         «За… что мне нелепая доля:

                                                         В стихах плавить воск и металл?

                                                         Была бы на то моя воля –

                                                         Ни строчки бы не написал…»

                                                                                           В. Шемшученко             

 

«И рука превратится в крыло» – так необычно для человека, лишенного фантазии, назвал известный рос­сий­ский поэт Владимир Шемшученко* свою новую книгу стихотворений, вышедшую в декабре 2008 года в Санкт-Петербурге, в издательстве «Всерусскiй соборъ».

Объяснение столь  загадочному названию, я думаю, читатель найдёт сам, прочитав и выстрадав вместе с автором право сопричастности к его незаурядной поэзии.

В предисловии к  книге поэт Егор Исаев, Герой Социалистического труда, написал следующее:

 «Сколько на своём веку я повидал людей, которые думают, что они на «ты» с поэзией, что они пишут стихи. А на поверку оказывается, что они всего лишь плетут кружева из слов, создают что-то эфемерное, этакое тонкое графоманство. Цветы у них, цветы, а в итоге пустоцвет, не дающий плодов. И когда появляется человек,  который пишет, как живёт, у которого стихи, а не порхание    его видно сразу.

Живёт в Петербурге Володя Шемшученко    поэт ума, сердца, человек русского народа, русского языка, поэт обжигающего слова».

Продолжительное время, следя за творчеством Владимира Шемшученко и анализируя вышедшие книги стихотворений «Неподсуден» (Издательство «Всерусскiй соборъ», Санкт-Петербург, 2007), «…И рука превратится в крыло» и др., я отметил для себя очень важные качества его поэзии    за всю свою жизнь, как истинно русский поэт, он ни разу не покривил душой в стихах перед своим великомучеником-народом, не предал своей православной веры ради сытой еды и холёного быта.

Об этом свидетельствуют многие стихотворения, кровоточащие строки которых написаны человеком со­ве­стливым и правдивым, его незабвенной памятью и болью беспокойного сердца. Среди них мне запомнились: «Я шёл на отчий зов зимой и летом…»,  «Не случилось. Не стал я  поющей звездой…», «Хата моя не с краю…», «Я не страдаю от режима…». 

Чувство вины перед своей семьёй и перед народом за неустроенность их в быту и за свершённые «преобразователями жизни» злодеяния    ни на минуту не покидают поэта,    и  это воплощается в его покаянных строках:

 

Озябшие пальцы и теплые варежки сна.

Дыхание матери, кашель отца у порога.

Саманный барак, школьный двор, а за школой дорога.

И в клубе единственный фильм: «Если завтра война…»

Проснусь среди ночи, как в детстве, луну отдышу

В замёрзшем окошке, и свет снизойдёт к изголовью…

У Господа я всепрощенья себе не прошу,

Я только молю, чтобы сердце наполнил любовью.

Когда надо мной в одночасье нависнет вина

За то, что себя возомнил и судьёй, и пророком,

Я чашу раскаянья радостно выпью до дна,

Чтоб сын, повзрослев, из неё не отпил ненароком.

                     (Стих. «Озябшие пальцы и тёплые варежки сна…»)

       

Во вступительной статье к книге «Неподсуден» Глеб Горбовский дал высокую оценку творчеству Владимира  Шемшученко, назвав его лучшим поэтом Санкт-Петербурга.

Думаю, и не только Санкт-Петербурга…Я с огромным интересом прочитал его новую книгу «…И рука превратится в крыло», подаренную мне автором в Дни Русской духовности и культуры на православной иркутской земле осенью 2009 года... Поэзия в ней изумительная    трогает за живое, да так, что слёзы вышибает. Это, на  мой взгляд, эпохальная книга. В ней    художественно образно и правдиво отражены почти все самые важные  моменты истории России ХХ века,  губительно сказавшиеся на жизни народа.  Перед глазами зримо предстают: и жестокое, обожженное «красным огнем» и насильственной смертью утверждение Советской власти (стих. «Степное»):

 

Проскакал по степи чёрный всадник на красном коне,

И ворвался огонь в белоснежные юрты аула,

И никто не ушёл, и расплавилось солнце в огне,

И крылатая смерть  на корявых ветвях саксаула

Наблюдала, как дети от сабельных  корчатся ран,

И пришли корсаки*, чтоб обгладывать лица и ноги,

И не слышал Аллах материнского вопля: «Аман**!»

И стоял безответным вопросом сурок у дороги,

И луна не взошла, и ушёл конармейцев отряд,

И вернулись в аул, подвывая от страха, собаки…

Не ходи к роднику – не вода в нём, а памяти яд,

И не трогай руками росою омытые маки.

 

Корсак* (тюрк.) – степная лиса.

Аман** (тюрк.)  – пощади

 

…и репрессии 30-х  годов органами ОГПУ невинных людей, в том числе арест деда и отца будущего поэта по доносу мерзавцев (стих. «Донос. ОГПУ. Расцвет ГУЛАГа…»,  «Пришли гулаговские страхи…», «Ненасытная ночь за поленом глотает полено…») и др. Примером тому служат строки стихотворения:

 


Увели их по санному следу,

Возвратились – забрали коня.

Ни отцу не помог я, ни деду,

Вот и мучает совесть меня.

Хватит, сам говорю себе, хватит.

Раскулачили – значит, судьба.

Только пусто в душе, словно в хате,

По которой прошлась голытьба.

Нынче всякий и рядит, и судит,

Прижимая ко лбу три перста.

Дед с отцом были русские люди –

Ни могилы у них, ни креста. 

За отца помолюсь и за деда,

И за мать, чтоб ей легче жилось –

У неё милосердье комбеда

На разбитых губах запеклось.

               (Стих. «Увели их по санному следу…»)


 

…и нелегкое, голодное детство, и такая же суровая юность, которые всё-таки не сломили, а лишь закалили его в уличных драках и на лесоповале   (стих. «Любил я блатные словечки…», «Подранок», «Караганда».  С какой горечью вспоминает он об этом:

 


Юность в отчем краю бесшабашной была –

Наше вам… из карлаговских мест.

Я из дома ушёл, закусив удила,

А очнулся – трелёвка окрест.

Я погнал своё время, пустил его вскачь –

Эка невидаль – лесоповал! –

Ел подёнщины хлеб, пило вино неудач,

Протрезвившись, ещё наливал.

Жил в полярных широтах, где лыком не шит

Каждый первый, кто ставит вопрос…

И узнал, что назойливый гнус не звенит,

А глаза выедает до слёз.

Я бы мог там безбедно прожить много лет,

У чужого пригревшись огня,

Научившись закат принимать за рассвет,

И никто не стрелял бы в меня. 

                                 (Стих.  «Подранок»)


 

…это и стихи о гибели могучей советской империи и всего, что с ней связано (стих. «Империя не может умереть!..»):

 

 


Империя не может умереть!

Я знаю, что душа не умирает…

Империя    от края и до края 

Живёт и усечённая на треть.

Оплаканы и воля, и покой,

И счастье непокорного народа.

Моя печаль    совсем иного рода,

Она созвучна с пушкинской строкой.

Пусть звякнет цепь,

           Пусть снова свиснет плеть

Над теми, кто противится природе…

Имперский дух неистребим в народе,

Империя не может умереть!


            

и неописуемая боль за угрозу утраты Россией своей независимости, происходящей из-за усиления  колонизации её жителями Китая и выходцами из Кавказских и Средне-азиатских государств, как это мы видим в стихотворении «Золотые слова растащило по норам ворьё…».  Глубокой скорбью и состраданием к своей горемычной Родине наполнены строки этого уникального, по силе эмоционального воздействия на читателя, стихотворения:        

        


Золотые слова растащило по норам ворьё,

И аукнулась нам бесконечная наша беспечность.                

Поспешаем за веком и в души несём не своё,

На сегодняшний день обменяв православную вечность.

Разрастается зло, выползает из темных щелей,

Погремушками слов азиаты гремят на рассвете…

Встань за Родину, друг мой! Молись и себя не жалей –

От безбожных отцов не рождаются русские дети.


 

     Как это созвучно с болью каждой русской православной души, остро переживающей разрушительные нынешние «перестроечные» процессы!...Не менее сочувственно относится поэт и к унижениям нашей истерзанной Родины:

 


Осень. Звон ветра. Синь высоты.

Тайнопись звездопада.

Если на кладбищах ставят кресты,

Значит, так надо.

Значит, и нам предстоит путь-дорога

За теплохладные наши дела.

Сколько, скажи, не дошедших до Бога,

Тьма забрала.

Скольких, ответь, ещё водишь по краю,

По-матерински ревниво любя.

Я в этой жизни не доживаю

Из-за тебя.

Из-за тебя на могилах трава –

В рост!    где лежат друзья…

Но истина в том, что не ты права,

А в том, что не прав я.

                          (Стих. из цикла «Родине»)


 

Не заживающей раной в стихах видится мне и тема ветеранов Великой Отечественной войны, освободивших человечество от фашизма. Но герои Великой державы, принесшие свободу и процветание народам Европы, по-прежнему влачат у себя на Родине полунищенское состояние. С каждым годом редеют их ряды. И тогда так пронзительно и актуально звучат для нас строки поэта:

 


Он был болен и знал, что умрёт.

Положив мою книгу на полку,

Вдруг сказал: «Так нельзя про народ.

В писанине такой мало толку».

Я ему возражал, говорил,

Что традиции ставят препоны,

Что Мефодий забыт и Кирилл,

Что нет места в стихах для  иконы.

«Замолчи!    оборвал он.    Шпана!

Что ты смыслишь! Поэзия    это…»

И закашлялся. И тишина…

И оставил меня без ответа.


 

Но какие бы тяжкие и смутные времена не переживало Отечество, у истинного творца – будь это композитор, скульптор или художник, – в его горячем сердце всегда найдётся место  для создания прекрасного, юного, вечного чувства – чувства восторга и любви перед красотой окружающего мира. Так и у  поэта Владимира Шемшученко.

Как требователен поэт в выборе красок для своей художественной палитры, создавая удивительно яркие по образности картины природы во все времена года! Сколько здесь не заёмных образов, ярких, неожиданных метафор и сравнений, делающих стихи запоминающимися! Происходит просто какое-то чародейство в его душе со Словом, рождающим в ней неповторимую, самородную поэзию! Так и хочется процитировать прекрасные по мелодике и высокой художественной выразительности строки:

 


Ветер нынче строптив, хамоват и развязен,

Вот и верь после этого  календарю.

Я к нему паутинкой-строкою привязан,

Потому и стихами сейчас говорю.

Ветер ходит, где хочет, живёт, где придётся:

То стрелой пролетит, то совьётся в кольцо.

Окликаю его    он в ответ мне смеётся

И кленовые листья бросает в лицо.

Он стучит мне в окно без пятнадцати восемь,

Словно нет у него поважнее забот.

Он несёт на руках кареглазую осень

И листву превращает в ковёр-самолёт.

Он целует её, называет своею,

И ему аплодируют створки ворот…

Я стою на  крыльце и, как школьник, робею,

И сказать не умею, и зависть берёт.

                                 (Стих.  «Август»)

 


 

Великолепны по богатству выразительных средств и красоте поэтического звучания его стихи о Родине. Примером сыновьего почитания своей отеческой земли служат стихотворения: «Церковь», «Родиной пахнет ковыль», «Не то чтобы нас пригласили...» и мн. др. Смирением и потаённой радостью наполнены строки последнего вышеназванного стихотворения, где поэт говорит о возвращении после долгих скитаний на Родину:

 


Не то чтобы нас пригласили –

Скорее  наоборот.

Но мы приезжаем в Россию

Из всех суверенных широт.

Нам стало вдали одиноко

И сделалась участь горька.

И с Запада, и с Востока

Течёт человечья река.

Над мыслями нашими властвуй.

Пришли мы к тебе налегке…

Как сладко сказать тебе: «здравствуй!» –

На русском своём языке.


 

К таким же высокой пробы произведениям можно отнести и стихотворения:  «Отступили дожди, навалились снега…», «Я просыпаюсь. Мой костёр погас…», «Рождество», «Заревые июньские росы...», «Полыхнувший закат до полоски алеющей сужен» и др.

  Очень    светло  воспеты  у  Владимира Шемшученко в книге – любовь к матери и к своей возлюбленной, ставшей позднее женой и подарившей ему  сына с дочкой. Об этом свидетельствуют множество стихотворений. Очарованием любви и непорочной страстью веет на нас от этих по-юношески исповедальных  строк в цикле «Марине»:

 


Смахнул снежинки с тёмной шубы

И сразу понял – опоздал!

Тебя в обветренные губы

Мороз уже поцеловал.

Глаза в глаза и – задохнулся,

И растворился… И пропал…

Ненужным словом поперхнулся

И поражение признал.

Я снег! Лепи меня руками.

В азарте пальцы обжигай.

Взрывайся белыми стихами

И междометьями стегай.

И смейся. Смейся до упаду.

А вечер – бел. А ветер – тих.

Приму, как высшую награду,

Прикосновенье рук твоих.


                           

Необычно трогательно звучат стихи о высокой любви и нежности у него и в цикле «Колыбельная для Марины», где поэт своим трепетным сердцем чутко прислушивается к дыханию своей любимой, боясь пропустить этот неповторимый миг:

 


Спи, родная, любимая… Я просыпаюсь.

Чтобы слушать, как ты тихо дышишь во сне.

Я гляжу на тебя и всегда удивляюсь,

Что не грезишься ты, богоданная, мне.

Мы с тобой, дорогая, счастливые люди –

Нам досталось сполна и воды, и огня.

Мы слились воедино – я знал, что так будет.

Если я оступлюсь, ты поддержишь меня.

И когда в небеса позовёт нас дорога…

Не хотел говорить, но сегодня скажу:

Если первым уйду – проводи до порога.

Если первой уйдёшь – я тебя провожу.

      (Стих. «Спи, родная, любимая…»)


 

Какое здесь глубокое, библейское единение до самого смертного вздоха супружеской любви, предначертанной нам свыше! И это не бравада поэта перед читателем, а осмысленное жизнью и отвечающее канонам православной веры, убеждение человека.

И, как продолжение этой любви у поэта, по-особому  нежно звучат его строки, посвящённые детям:

 

Спит дочурка, спит маленький сын.

Ночь звезду за звездой зажигает.

Разжигаю стихами камин.

Мне жена помогает.

  (Стих. «Стало страшно читать и писать…»)

 

Особое место в лирике Шемшученко занимают «городские мотивы», навеянные Киевом и Санкт-Петербургом, с которыми тесными узами связала его за долгие годы судьба. Здесь художественно ярко отражены и гражданский пафос, и самосознание причастности поэта к русской православной культуре, выраженной в великолепном зодчестве и в неповторимой древней архитектуре этих городов… Характерными для этих «мотивов» являются стихотворения: «Петербургский вальс»,  «Блок», цикл «Киев», «В квартире моей абажур с бахромой…», «Подснежник скукожился в банке…».

Из этого цикла в качестве примера можно привести стихотворение, особенно тронувшее меня своей исповедальностью:

 

Я поэт городской, вряд ли есть мои корни в деревне.

Электронный будильник вполне заменил петуха.

Рядом строится дом, трактора пожирают деревья.

Я сижу за столом и плету паутинку стиха.

Город мой словно мать,

Он взрастил меня в каменном чреве,

Он меня прокормил и сберёг для меня теплоту.

Почему так тревожно кричит на истерзанном древе

Полуночная птица, и гарью несёт за версту?..

Что-то сердце щемит, предынфарктное выдалось лето.

Из открытого крана со ржавью, но всё же вода…

И подумалось мне, что рождённых в деревне поэтов

Посылает Россия на верную смерть в города.        

                           (Стих.  «Я поэт городской, вряд ли есть мои корни в деревне…»)

 

Объединяя мысленно и другие стихи, навеянные «городской» тематикой, в один цикл, кроме выше сказанного, можно отметить и такой, существенно важный момент в поэзии Шемшученко    это кровное родство будущего поэта с городом, в частности, с Карагандой, где прошли его детство и бурная юность.

В этом, объединённом мной цикле, чувствуется не только высокий лиризм произведений Владимира Шемшученко и зоркость его, как художника слова, сумевшего метким взглядом увидеть  красоту старинных городов и отразить ее в своём творчестве, –  но и не менее правдиво выразить свое негативное отношение к неоправданной в городах людской сумятице и процветанию бездуховности в них.


 

Отступили дожди, навалились снега.

Город стреляной птицей притих на болоте.

Ах, как хочется нынче пуститься в бега

На машине, на поезде, на самолёте!

Шалый ветер-дворняга обшарил квартал,

Треплет полы пальто и хватает за руки.

 

 

Я стихи о любви киоскёрше отдал,

Пусть зевает в метро, изнывая от скуки.

Ветер пьяную девку целует взасос.

Утонула в заливе луна, как монета…

Город Гамлет!  Ты задал простейший вопрос,

На который никто не придумал ответа.

               (Стих.  из цикла «Город Гамлет»)


 

Отдельного разговора требуют и стихи из цикла «Москва, Москва…» о нашем древнерусском стольном городе, превратившемся в результате «перестройки» в Вавилон, изгоняющий русский дух. Здесь также чётко обозначена гражданская позиция поэта Владимира Шемшученко, неприемлющего происходящее:

 

О, как ты был прав,

                       поджигатель Москвы безымянный –

Крещенье огнём православному любо принять,

Коль скоро восстал и воссел Святополк Окаянный

На княжий престол, иже с ним –  вороватая чадь.

Минули века, и окрепли бесовские путы:

Опричников – тьма, а уж эти умеют стеречь…

Всё ярче горят над Москвою сегодня салюты.

Всё громче слышна на Москве чужеродная речь.

Гуляй, Вавилон!  Разбазаривай грады и веси!

Гони русский дух и поэта гони аки пса,

Но помни о том, что бесстрастно грехи твои взвесит

Всесильный Творец, и падут на тебя небеса.

О, как ты был прав,

                        Поджигатель Москвы неизвестный.

Вернись сквозь века и сверши, что тебе суждено.

А люди придут, осеняясь знамением крестным,

И стены поднимут, и в пепел уронят зерно.

           (Стих. из цикла «Москва, Москва…») 

 

Как вырвавшийся из души крик, звучит со страниц книги Владимира Шемшученко и тема «одиночества», когда происходит у нас отчуждение не только от своих родословных корней, связующих испокон веков род человеческий, но идёт и вырождение их в связи с бессмысленным современным укладом нашего бытия, выхолостившего родственные человеческие узы… Яркой иллюстрацией тому служат строки стихотворения:

 


Как человеку нужен человек,

Особенно когда лютует холод.

Мой разум этим холодом расколот

На да и нет, а посредине    снег.

Как нужен рядом тот, кто всё поймёт

И по любви великой не осудит.

Ну почему поэта гонят люди

Сквозь клевету и непременно вброд?!

Луна уйдёт, и вновь придёт луна,

Поскольку  на земле не рассветает.

Как человека в мире не хватает!

Какая  нынче лютая весна!

    (Стих. «Как человеку нужен человек…»)


 

Мы видим, как горько сетует поэт в минуты одиночества, на бесконечную, беспросветную ночь, на лютую весну, на весь мир, который гонит его одинокого, отторгнутого, сквозь лютый холод, и сплетни вброд, как  охотники отбившегося от стаи волка.

… А вот еще пример, где  автор уже чётко обозначает в стихах эту страшную истину:   

 

…Одиночество    оно страшнее плена,

Ведь не каждому дано писать навзрыд.

Не горит, увы намокшее полено 

Одинокое полено не горит.

    (Стих. «Вечер тихо за окошком угасает…»)

 

Заканчивая анализ книги Владимира Шемшученко  стихотворением:


 

 


*   *   *


Ничего я тебе не скажу.

Я тобой безнадёжно болею.

Я желаю тебя и жалею

И дыханье твоё сторожу.

 

Чиркну спичкой – и станет светло,

И в оконном стекле отраженье

Передразнит любое движенье,

И рука превратится в крыло.


 

хочу подчеркнуть следующее –  в этой   статье   я   не    рассматривал   стихотворения   по   выделенным    автором     циклам,   а объединил их для каждого иллюстративного примера тематически родственными моей душе и настрою мыслей стихами. Поэтому читатель не сможет следить, перелистывая попорядку страницы, за моими размышлениями в той последовательности, как выстроены циклы…

      И еще: в одной небольшой статье трудно передать все чувства и мысли, навеянные самобытной лирой поэта. Одно могу поведать с чистой совестью и, не льстя автору, –  давно не читал такой пронзительной и в то же время прекрасной поэзии среди нынешних моих современников, отражающей на высоком художественном уровне чаяния и духовную суть русского человека, его исторические корни…

 

                 КОРНИЛОВ Владимир Васильевич – член Союза писателей России

                                                               

                               Г. Братск, 1 октября  - 29 декабря 2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

См. ниже творческую биографию В.И. Шемшученко:

 


 

     В 2010-ом ГОДУ ВЛАДИМИР ШЕМШУЧЕНКО, УЧАСТВУЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПОЭТИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ, СТАЛ КОРОЛЕМ ПОЭТОВ.

 

     Шемшученко Владимир Иванович*, родился 11 февраля 1956 г. в Караганде. Получил образование в Киевском политехническом, Норильском индустриальном и Московском литературном институтах. Работал в Заполярье, на Украине и в Казахстане. Прошёл трудовой путь от ученика слесаря до руководителя предприятия.

Окончил музыкальную школу по классу аккордеона. Играет на шестиструнной гитаре. С 1985 года пишет стихи и песни на свои стихи.

В 1985 году пришел в карагандинский клуб самодеятельной песни "Марианна".

С 1985 по 1989 год выступал в дуэте с исполнителем Михаилом Гершковичем.

Лауреат международной премии Первая песня — "Пьяная свадьба" (1985).

Дипломант XVI фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина, неоднократный лауреат многих песенных фестивалей. Член жюри I и II тура Грушинского фестиваля и региональных фестивалей. Председатель авторского альтернативного жюри III Всесоюзного фестиваля авторской песни в Киеве (1990).

С 1999 г. Владимир Шемшученко живет в г. Всеволожске Ленинградской обл. Занимается литературной деятельностью, член питерского клуба самодеятельной песни "Меридиан".

По итогам IX Всесоюзного совещания молодых писателей СССР в Москве в 1989 г. был рекомендован в Союз писателей СССР. С 1993 г. член Союза писателей Казахстана, с 1999 — член Союза Писателей России. С 2001 г. руководитель общества "Молодой Петербург" при Санкт-Петербургском отделении Союза писателей России. Лауреат Международной премии "Поэзия-2000" и Премии имени Николая Гумилева (2001). Кавалер ордена Святого благоверного князя Александра Невского "За заслуги и большой личный вклад в развитие и укрепление государства Российского". Лауреат Международной премии "Поэзия" и международной премии Семиона Полоцкого, победитель Первого, Второго, Третьего и Четвёртого международного конкурса поэзии в г. Москве.

Награждён Патриархом Московским и всея Руси Алексием II золотой медалью Сергия Радонежского I степени. Лауреат Всероссийских премий имени Н. Гумилёва, А. Прокофьева и Хрустальной розы Виктора Розова, лауреат Первого Всероссийского Православного конкурса поэзии им. А. Невского, лауреат премии журнала "Наш современник" в области поэзии за 2007 год, обладатель "Золотого пера Московии", действительный член Петровской Академии наук и искусств.
Главный редактор журнала "Всерусскiй соборъ", газеты "Небесный всадник", собственный корреспондент "Литературной газеты". Участник шести антологий поэзии.: Автор стихотворных сборников: «Русская школа». Стихи (Самара, 1991), «Арифметика смерти». Стихи (Алма-Ата, 1990), «Родиной пахнет ковыль». Стихи (СПб, 1999), «Продолжение». Стихи (СПб, 2000), «Передозировка». Стихи (СПб, 2000). В конце 2008 вышла в свет новая книга стихов Шемшученко "И рука превратится в крыло." 128 страниц, издательство "Всерусскiй Соборъ".

Владимир Шемшученко – гл. редактор международного литературно-художественного журнала «Всерусскiй соборъ» и газеты «Небесный всадник».

Хобби — волейбол, рыбалка.

 

 

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

           

 

       

 

 

                     ТОРЖЕСТВО  ДУШИ

       (Вступительное слово к книге стихотворений Александра Тарасенко «Территория грусти»)

 

Поэзия! Сколько величественного и таинственного скрыто в этом удивительно музыкальном слове!.. Как глубоко в века уходят ее первородные истоки!!!

Размышляя об этом, я написал однажды стихотворение:

 

             ПЕРВЫЙ  ПОЭТ

 

Взъерошенный пращур в пещерном дыму,

Следя за бессмертьем огня,

Свои письмена высекал он кому

За тысячи лет до меня?..

Тревога ли сердца пылала в крови?

Пытливость ума  или бред?

А может быть, это о первой  любви

Вещал самый первый поэт?..

Была это песня,  мольба или крик?

В них страх иль души торжество?

…И был  ли понятен тот странный язык

Косматым собратьям его?

 

Долгие годы пытаясь осмыслить суть поэзии, я пришел к убеждению, что она вобрала в себя не только многовековой духовный и  исторический опыт человечества, отраженный в столь непривычной,  для обыденной речи,  философской форме, но и родниковую чистоту певучих поэтических голосов, вливавшихся в нее в каждую из эпох, начиная от античных Гомера и Гесиода и далее, обращаясь к творчеству таких ярких представителей Средневековья и Возрождения, как Данте Алигьери, Петрарка Франческо, Вильям Шекспир, Франсуа Вийон и пр., включая сюда же и отечественную русскую поэзию Золотого и Серебряного веков с незабвенными Александром Пушкиным, Михаилом Лермонтовым, Алексеем  Кольцовым, Николаем Некрасовым, Сергеем Есениным, Александром Блоком, Анной Ахматовой и др., не менее памятными нам авторами,  вплоть до более поздних, по времени творчества, поэтов начала 60-х    конца 90-х  годов XX-го столетия, называя имена Николая Рубцова, Юрия   Кузнецова, Владимира Фирсова, Владимира Цыбина, Станислава Куняева, Ларисы Васильевой, Ростислава Филиппова и пр.

       Эту незамутненность истоков Поэзии несут в своем творчестве и современные   авторы  века  нынешнего.  К  ним  можно   отнести  имена  поэтов

Николая  Рачкова,  Владимира  Шемшученко, Валерия Шамшурина, Андрея Петрова, Валерия Дударева, Евгения Юшина, Дианы  Канн, Андрея    Румянцева, Анатолия Горбунова, Владимира Скифа и мн. др.

Вот и сегодня, уважаемые читатели, вы держите в руках новую, замечательную книгу стихотворений «Территория грусти», присланную мне с автографом Александром Тарасенко, являющимся одним из самобытных современных авторов, чей голос неспешно влился и гармонично зазвучал в общем, слаженном, хоре Русской Поэзии.

Читая и перечитывая книгу еще в рукописи, я в первую очередь для себя отметил, что стихи в ней выгодно отличаются от произведений многих современных поэтов,  особенно от тех, кто ни разу не бывал в деревне и не познал (хотя бы в отпуске посетив родственников) тяготы крестьянского труда,  – а посему и не слышал  заливистого на заре петушиного пения; не видел луговых раздолий, волнующих глаз красотой полевых цветов; не вдыхал до опьянения медовых запахов созревающего разнотравья в пору сенокосной страды. А значит, и не испытал до конца торжества души в единении с природой и людьми, как это в полную меру познал Александр Тарасенко на своей родной Брянщине. Какое об этом написано им великолепное стихотворение «Утро в колхозе»:

 

С восходом луг сверкает росный,

И оживает сельский мир.

Гудит, как улей, двор колхозный,

Наряд читает бригадир.

Тут пахнет дёгтем, хомутами,

Плывет махорочная гарь,

Там бабы с вилами, серпами,

Хромой скандалит хомутарь.

И слышал каждый перекрёсток,

Как сторож школьника ругал,

А я – совсем еще подросток –

Гнедую лошадь запрягал.

 

Стихотворения на страницах книги звучат естественно и органично, сливаясь в унисон с настроем души поэта. В них нет ни одной надуманной, фальшивой строки или  незавершенного образа: ибо автор очень требователен в своем творчестве к средствам художественной выразительности.

Светлы и удивительно трогательны в книге стихотворения поэта о матери, ждущей сына из долгой разлуки. В них  Александр с глубоким почитанием и любовью обращается к своей маме, сетуя на себя и коря за то, что не часто находит время для писем. И все же, изредка вырываясь на родину из шумной столицы, он не забывает посещать своей старенькой мамы, где в зелени сада сохранился еще, – хоть и совсем обветшавший, –  его заветный уголок детства. Об этом свидетельствуют стихи «Что ж мало встреч тебе дарю?..», « «Письмо от матери», «Среди кустов, дорог разбитых…», «Одиночество» и др. Для иллюстрации приведу одно из них:

          

*  *  *        

               Матери

 

Что ж мало встреч тебе дарю?

Что ж редко письма посылаю?

То собираюсь к ноябрю,

То говорю – приеду к маю.

Когда же время  отыщу,

Из бытового вырвусь хлама,

Дом одинокий навещу,

Когда к тебе приеду, мама?

 

С сыновьей теплотой и любовью Александр Тарасенко вспоминает в стихах и отца, ставшего ему в годы счастливого детства и «лучшим другом», и наставником. И перед

нами зримо предстает живой, во плоти и крови, образ  отца, преждевременно ушедшего из жизни.

…С особой горечью и болью звонит поэт в колокола своих стихов о порушенных по всей России крестьянских хозяйствах за годы «перестройки», о поруганной, опустошенной и выжженной земле, заросшей сорняком и бурьяном, о выброшенных из родных подворий и гнезд сотен тысяч людей, подхваченных смерчем локальных войн и водоворотом происходящих на отеческой земле исторических событий  в результате развала великой державы.

Как это всё до боли понятно и близко каждому соотечественнику,  перенесшему подобную трагедию, но не смирившемуся с этим, обрушившимся за последние пятнадцать-двадцать лет на Россию, злом. Саднят и кровоточат в душе любого честного человека строки поэта, подчеркивающие  неизмеримые страдания народа.

К таким пронзительным стихам, отражающим активную гражданскую позицию автора можно отнести следующие: «Я приехал. С трудом всё узналось…», «Заброшенный погост», «Территория грусти», «Малая родина» и мн. др.

Среди перечисленных стихов с особой горечью звучат строки последнего, вышеназванного стихотворения. Именно, как вырвавшийся из глубины народной жизни последний крик отчаяния звучит он  в устах поэта:

 

                                  Поле. Сады одинокие

Брошенной отчей земли.

Детство мое здесь далекое,

Деды здесь жили мои.

…Жизней немало здесь пройдено,

Трудных израненных вёрст.

Вот моя малая родина –

Вербы, безлюдье, погост.

 

…И хотя многие из старшего поколения наших соплеменников не только прошли  через горнило Великой Отечественной войны, но и с достоинством вышли из нее победителями – однако, и по сей день остаются они по-нищенски униженными в своих социальных и гражданских правах и привилегиях. Горьким примером тому служат строки стихотворения А. Тарасенко «На людном месте у Таганки…»:

 

На людном месте, у Таганки,

Старик стоял с клюкой в руке,

Блистали орденские планки

На старомодном пиджаке.

Стоял с протянутой рукою

Достойный славы гражданин.

Он мерз в окопах под Москвою,

Он в сорок пятом брал Берлин.

…Смотрел на мир он виновато,

Не зная, в чём его вина.

Забыла старого солдата

Врага разбившая страна.

 

Сколько неподдельной горечи и сострадания слышится в этих строках, обличающих черствость государственных чиновников и олигархов к героям, принесшим им на долгие годы мир и благополучие.

Как набат против жестокой несправедливости, звучат со страниц книги эти строки, призывая людскую совесть и память отдать должное героям, принесшим в жестокой войне с фашизмом Победу всему человечеству, но так и не узнавшим в полной мере радости жизни.

…Горькой иронией и едкой сатирой пронизаны многие стихи Александра, в которых обличает он сегодняшние пороки «свободной», по Западным меркам от духовных и нравственных потребностей, рыночной жизни, – утрачивающей свои исконные, национальные корни бытия… Криком и болью наполнено сердце поэта, когда видит он, как спиваются на его малой родине безработные мужики, как умирают в последних корчах голодные и разорённые по всей России деревеньки. Какое отчаяние звучит тогда в этих стихах:

 

Не поют в округе певни,

Конь не ходит по меже.

Без штанов в краю деревни –

Дальше некуда уже.

…А ведь пели песни громко,

В поле рожь ходили жать,

А теперь село с котомкой

Просит что-нибудь подать.

         Стих. «Не поют в округе певни…»

 

Остро поднята в стихах и тема неприятия поэтом города с его бетонными стенами и снующими равнодушными ко всему людьми… Не может привыкнуть душой Александр Тарасенко за долгие годы обетования в столице к ее  шумной, богемной жизни. Иллюстрацией тому могут служить стихотворения: «Утро в столице» ,«За что я город не люблю», «Бездомная собака», «В столице улицы красивы»  и др. Строками последнего и воспользуюсь для примера:

 

В столице улицы красивы,

Красотки –  просто обалдеть!

А на окраинах России

Народу нечего одеть.

…Там нищета, там «заграница»,

Там крест да ворон на меже…

Сверкает золотом столица,

А сёла вымерли уже.            

              

Продолжая размышления о книге стихотворений «Территория грусти», считаю необходимым отметить ее, в большей части, тематическую цельность. Она пронизана светом любви и добра к русскому православному человеку, живущему на отчей земле  своим трудом, но так и не сумевшему вылезти из вековой нищеты.

По духовной и художественной сути  книга интересна не только тем, что отражает в стихах индивидуальные нравственные принципы автора, живущего  одними  чаяниями  и переживаниями со своим народом, но  и дает представление о богатстве его таланта, щедро наделенного самородностью певучего русского слова, которым он не перестает удивлять и радовать читателя.

Каким живописным языком создает поэт в своих стихотворениях картины чередующихся времен года родных и  до боли знакомых  ему уголков малой родины, каждый раз возвращаясь к ним после долгих разлук! Эти стихи словно высветлены солнечным светом и несут  в себе не только его яркие блики и тепло людям, но и волнуют всеми запахами отеческой земли в период ее цветения и плодородия. Об этом свидетельствуют следующие стихи: «Зеленый май»,  «Весна на Брянщине», «Цветы луговые», «Ночное»,  «Окунулся месяц в речку», «Белеет вдоль дороги гречка» и мн. др., где Александр, как истинный художник, очень метко, в деталях, используя всё многообразие красок в словесной палитре, создает в стихах красоту родного края.  В подтверждение этому приведу одно из особенно понравившихся мне своей музыкальностью и художественной завершенностью стихотворение о торжестве природы:

 

ПРЕДЗИМЬЕ

 

Падают желтые желуди,

Хлеб за околицей сжат,

Стайкою белые голуби

В небе над зябью  кружат.

Гроздья рябинушки красные

О холодах известят,

Ночи холодные, ясные,

Лунные росы блестят.

Ива задумалась кроткая, –

Скоро под снегом ей стыть, –

Лето в России короткое –

Некого в этом винить…

 

…С особым лиризмом пишет Александр Тарасенко о своей первой любви. Сколько светлой грусти звучит в его стихах из уст любимой, родственники которой запрещали встречаться ей с будущим поэтом!

Читая далее книгу и вглядываясь между строк в будущее первой любви поэта, мы видим, что она, соединившись с ним позже  в одну супружескую судьбу, подарила ему желанных сына и дочь. Именно единение в семье сердцами мужчины с любимой женщиной и детьми – и есть высшее, посланное Богом, торжество души!..

Немало лирических стихотворений, поднявшихся  в своем звучании до песенного искусства, посвятил поэт своей возлюбленной. Среди них можно назвать: «Мне не забыть твоих очей», «Молодецкие года», «Утро» и др.

 

На окно и половицы

Утром, в знак любви к тебе,

Солнце желтые ресницы

Разбросало по избе.

И поджег восход подлесок,

Залил золотом крыльцо,

Сквозь рисунок занавесок

Целовал твое лицо.

Запах луга, крик сороки

Раздавались по избе,

Эти солнечные строки

Посвящаю я тебе.

                     Стих. «Утро»

 

…Интересными покажутся читателю и стихи-раздумья о мастерах русской поэзии, о Федоре Тютчеве, Николае Рубцове, Сергее Есенине.

 Но, я думаю, об этом небольшом цикле наш просвещенный читатель поразмышляет сам.

…Заканчивая  краткий анализ  книги   стихотворений  «Территория грусти», хочу от чистого сердца поздравить Александра Тарасенко с литературной удачей и пожелать ему в дальнейшем поисков новых тем и дерзаний на таком нелегком поприще, как Поэзия!

С искренним уважением и восхищением к самобытному таланту поэта

 

                           Владимир КОРНИЛОВчлен Союза писателей России

                                                     Г. Братск, 1 августа – 28 декабря 2009 г.

                               

 

 

 

 

СЕРДЦЕМ СЫНОВНИМ НА ОТЧЕЙ ЗЕМЛЕ    

              

                    (Заметки о творчестве поэта Александра Хрулькова)

 

     Вспоминаю, как людно и шумно было в актовом зале Дома детского творчества пос. Гидростроитель, собравшем в октябре 1996 года около 200 учащихся из соседних школ на авторский вечер поэта Александра Хрулькова. К тому времени у него вышло шесть поэтических книг, четыре из которых были написаны им для детей.

       Дети с большим интересом слушали рассказ поэта о его непростом творческом пути, о трудностях, связанных в последние перестроечные годы с изданием каждой новой книги.

Затем читал он удивительно светлые, как родниковые воды, стихи, которые легко и просто входили в души ребят.

   С Александром Павловичем  Хрульковым и с его самобытным творчеством я познакомился в начале 70-х  годов, когда переехал жить с Южного Урала в легендарный Братск и стал заниматься в одном с ним литературном объединении «Истоки». Мне уже тогда понравились его оригинальные стихи для маленьких читателей, хотя не менее интересными по художественной выразительности были у него и стихи для взрослых.

    После сдачи  Братской ГЭС в эксплуатацию, – на строительстве которой Александр в качестве монтажника работал с 1958 года, – чувство непривычной оседлости не давали в то время покоя молодому поэту: т.к. страна, оправившись уже от разрухи, нанесенной войной и укрепляя оборонную мощь, строила гигантские заводы, возводила невиданные, для зарубежных государств, по количеству выработанной электроэнергии, гидростанции, шагала семимильными шагами по сибирским просторам, успешно осваивая эти экономически важные пространства.   Братская ГЭС к тому времени  уже  работала на всю мощь. В нее, вместе с тысячью других романтиков, приехавших на строительство, была  вложена и щедрая частица души  Александра. Но не мог он долго сидеть на обжитом месте. В то жаркое время вокруг громыхали новые эпохальные стройки, такие, как Байкало-Амурская Магистраль, Усть-Илимская и Богучанская ГЭС, а также возводилось множество др., не менее важных, народно-хозяйственных объектов. И Александр Хрульков, не задумываясь ни на минуту о предстоящих трудностях, уезжает на строительство БАМа. А так как он не переставал все это время писать стихи, которые уже публиковались и в Братске, и в Иркутске, то, окунувшись в водоворот стремительных событий, он и там находит единомышленников по творчеству и применение своим литературным способностям. Уже тогда пристальное внимание на его самородное творчество обращают писатели Москвы, готовящие под руководством поэта Олега Шестинского коллективный сборник самодеятельных поэтов БАМа. Так  впервые появляются его стихи в центральной печати, в коллективном сборнике  «Стыковка» (М., изд-во «Молодая гвардия», 1984).

  Но Александр  по-прежнему продолжает поддерживать творческие отношения  и с нами, «истоковцами», и с профессиональными писателями Иркутска и своей родной Мордовии,  где в г. Саранске в 1984 году у поэта выходит его первая детская книга  стихотворений «Красногорье». В «Восточно-Сибирском книжном издательстве» у него,    кроме   коллективных   публикаций,    выходит   в   ту  пору   книга   для   ребятошкольного и младшего школьного возраста  «Часы с кукушкой» (1984). И снова

 в «Восточно-Сибирском книжном изд-ве» (Иркутск, 1990) увидела свет его новая детская книга  стихотворений «Я сажаю дерево».  Двумя  годами позже  в издательстве «Сибирячок» (Иркутск, 1992) будет опубликована очередная книга поэта для ребят «Золотые грибы».

  В Братской   городской  типографии  следом за  ней к маленьким читателям придет  удивительная  по   своей   художественно-воспитательной  и  тематической цельности книга «Алешка тракторист» (1993), несущая детям духовно нравственные истоки нашего исторического бытия, заключающегося в усвоении ими с молоком матери прилежания и любви к труду на отеческой земле.

    Возвратившись с БАМа в Братск, Хрульков выпускает еще две самостоятельные книги, – но уже для взрослого читателя. Это – «Маленькая рощица» (1992) и «Березовый снег» (1994).

   Особенно мне в те годы запомнился, словно высеченный из крепких пород камня, возмужавший облик Александра. Нашим глазам предстали тогда его широкие, с натруженными ладонями, сильные руки. На слегка, загрубевшем, выдубленном от ветров, лице, сквозь прищур глаз всегда лучилась при встрече с друзьями его приветливая улыбка. Но при этом от внимательного взгляда не ускользала и его, с потаенными уголками, незащищенная от обид душа большого ребенка. Вообще с ним было всегда легко и задушевно просто. Саша много знал из классической литературы. Часто цитировал из Бунина или Есенина полюбившиеся ему строки. Это общение  творчески  сближало нас, помогало тогда в преодолении литературных трудностей.

   Родившись в семье потомственного хлебороба, Александр с детства узнал нелегкий крестьянский труд, цену запашистому свежему хлебу. Все это наложило своеобразный отпечаток и на его творчество. Вот почему  даже в детских стихах у него трудятся абсолютно все.   Это можно проследить по стихотворениям его книг. Например, плотник дядя Саша из одноимённого стихотворения пришел на землю, чтобы оставить память о себе потомкам,  строя  на ней добротные, красивые избы-терема с резными кружевами-узорами наличников:

 

                                      «Вечно будет жить работа –                                           

                                   Дяди Сашино село».

 

       Трудятся от зари до зари и хлеборобы его родного села Красногорья, и труд приносит им истинную радость:

 

                                   «Улыбаются шофёры,

                                   И земля вокруг светла,

                                   Хлеб идет из Красногорья,

                                   Хлеб из нашего села»

 

                                                              Стихотворение «Хлеб»

 

Приносит  пользу   сельчанам  и  колхозный  пастух  дядя  Коля  из  одноименного стихотворения,  и   пчеловод   Иван  Петрович,   лирический   герой       стихотворения « Пчелиная деревня»,  который не только сам работает на пасеке, но и его пчелы:

                                   Как люди, трудятся на поле:

                              Домой с гречихи мёд несут.

 

      Не может поэт, выросший на земле, политой потом его родных и близких людей, мириться с ленью, всё чаще в последнее время дающей свои обильные сорные всходы на сельской ниве, –  и тогда, как бы иронизируя над самим собой, он очень тонко, с присущим ему юмором, высмеивает эти пороки. Иллюстрацией тому служит его стихотворение «Появилась в доме лень»  из книги «Березовые колки»:

 

                                             Появилась в доме лень,

Тень наводит на плетень,

Тень наводит на меня,

Если лягу у плетня.

Лёг – не хочется вставать

Лук с морковью поливать.

Если б не упал плетень,

То лежал бы целый день!

 

   Все стихи Александра Хрулькова объединяет одна тема – тема любви к родной земле и радости труда на ней. Интересным в этом плане у Александра Хрулькова является стихотворение  «Трактористы»,  в котором его маленький герой с детства пытается освоить нелегкую профессию хлебороба:

 

                                      Едем мы не по дорожке –

                                   Пашем трактором поля,

                                   За рулём мой брат Алёшка,

                                   Иногда рулю и я.

                                   Как на море, нас качает,

                                   В пять борозд за нами след.

                                   Степь широкая скучает,

                                   Если нас с Алешкой нет.

 

      Одной из главных тем в творчестве Хрулькова является тема красоты окружающей нас природы. Какими сочными красками и точными приметами рисует поэт приход весны в стихотворении «Праздник»:

 

                                   Вновь луга зазеленели,

                                   В роще вербы расцвели,

                                   И на вербы прилетели

                                   Гости – пчелы и шмели.

                                   В роще праздник, праздник мая:

                                   Гости пьют  нектар хмельной

                                   И друг друга поздравляют

                                   С наступающей весной.

 

       Обладая поэтическим видением мира, Александр Хрульков  рисует необычно и радугу в одноименном стихотворении. Сюжет этого небольшого стиха, казалось бы, не новый, да и образ радуги-коромысла древний, как и само явление радуги. Но вот автор подвешивает  к ее концам, словно вёдра:

 

                                      На один конец – речушку,

                                   На другой – в цветах опушку…

 

И дети уже зримо представляют себе образ радуги-коромысла.

    Природа в понимании Хрулькова не только источник красоты и поэтического вдохновения, но и целитель человеческих недугов. Такой она показана в стихотворении    «Ландыш».   Целебный   настой   этого   цветка  поможет   вылечить

больное сердце бабушки, которая, выздоровев, подарит своим внучатам еще не одну замечательную сказку.

    Его маленькие герои – думающие и рассуждающие люди, пытающиеся заглянуть в тайны природы, задающие подчас окружающим глубоко философские вопросы. Такова Алёнушка из стихотворения  «Бабушка, солнышко и Аленушка» и герои других его стихотворений.

    Жаждой познания мира, стремлением юных героев раздвинуть горизонты виденного проникнуты многие стихи А. Хрулькова, например:

 

                                                 На коне своем гнедом

                                    Я объехал дом кругом.

                                    А как вырасту большой –

                                    Я объеду шар земной.

 

                                                                            Стих. «Я объеду шар земной»

 

    Не забывает в своем творчестве поэт и тех, далеких трагических событий, связывающих его детскую память  с Великой Отечественной войной, с которой многие из родных и близких ему людей не  вернулись живыми в Красногорье. А те, кому посчастливилось дожить до Дня Победы, зачастую искалеченными возвращались в свои обветшавшие за годы лихолетья подворья… Как предостережение для будущих потомков, чтобы никогда не произошло подобных  вселенских трагедий, написано им стихотворение:

 

                                9 МАЯ 1945 ГОДА

                                   (Госпиталь)

 

Он вскинул костыли: «Победа! –

Одна нога в чужой земле…

Живой солдат! Домой поедет

Ходить на костылях в селе. –

Победа!» –  и не удержался…

Он рухнул на пол вгорячах.

И сын-мальчонка не дождался

Домой отца на костылях.

 

Об этом же не менее горестные строки его стихотворений «Тётя Поля», «Военный Новый год», «Коростель», хотя последнее из них  написано  в  более щадящей для детских душ  манере:

 

Где солнце долго не садится,

Где жаворонок с высоты

Звенит над рожью и пшеницей –

Там родина и мать, и ты.

Там коростель в цветенье Мая,

Как инвалид на костылях,

Скрипит, войну напоминая

И павших за село в боях.

 

       Певец родного края – он бережно хранит и по сей день в памяти всех поименно, кто жил в его бытность  на  этой древлеотеческой земле, хотя с годами всё чаще он с горечью наблюдает начавшееся запустение и на его малой родине, где испокон веков на веселом месте, на горе,  селились люди близ воды.  Таким было и  село Красногорье, где у каждого двора били ключом родники. Светло и мудро жили в нем люди, которые пили эту чистую студеную воду. Ни войны, никакие другие великие потрясения не смогли прежде разрушить полностью тот уклад жизни, который веками существовал у красногорцев. И только нынешние «сердобольные реформаторы» сумели напрочь опустошить российские деревни. Не избежало этой участи и Красногорье.

 

                                          …Нет в селенье родных красногорцев:

Кто уехал, кто предан земле.

Стало горестней горькое горе,

Поселившись в бурьяне и мгле.

 

Великим  состраданием и скорбью по умершим на малой родине, оставившим  с детства незабываемый след в душе  поэта, звучат  в его стихах эти пронзительные строки:   

 

Здесь люди покоятся наши:

Вот бабушка, мать, – всё родство.

Они мне оставили пашни

И рощи – бессмертье своё!

И пашни, и рощи в зените –

Растут, поднимают себя.

И вы поднимайтесь, взгляните:

Хорошие нынче хлеба!

И солнышко светит над нами,

И дождик навстречу спешит

Своими большими шагами –

Услышав мой голос навзрыд!

 

                      Стих. «На кладбище»

 

Особо хочется отметить в творчестве Александра Хрулькова стихотворение  «Часы с кукушкой». Оно не только о точной примете из деревенского быта, а как бы о живом образе времени, напоминающем о себе веселым звоном кукушки:

 

                                       Я с ней учусь по звону

                                    Считать за часом час.

                                    Ку-ку!.. Почти учёным

                                    Пойду я в первый класс.

 

     Мир ребенка удивительно красочен и разнообразен. И чтобы передать его в стихах и небольших миниатюрах, поэту необходимо богатая словесная палитра. Авторы, идущие в детскую литературу, должны учитывать все особенности читательского возраста. В противном случае у них получатся книги, лишенные адреса, которые не нужны ни ребенку, ни взрослому.  

     Язык детской литературы требует от писателей не только простоты, ясности,   и подлинного мастерства,  умеющего осветить мир ребенка,  затронуть тонкие струны его доверчивой души, но и должен быть гармоничен с  его возрастом и интеллектом. 

 Кроме прочего, книги для детей должны быть наполнены неповторимым каскадом приключений и фантазий, сюжеты которых бы цепко держали в своем плену воображение ребенка, вплоть до самого окончания произведения.

Если же это стихи для детей, –  то язык их должен быть образным и благозвучным для восприятия, словно подслушанным сердцем поэта в разноголосице их повседневной жизни…

Что касается детской поэзии Александра Хрулькова, то я могу с уверенностью сказать, что она отвечает всем этим  высоким требованиям: ибо несколько лет назад   я уже опубликовал в своей книге «Вдали от богемы»  рецензию на его творчество.

Недавно Александр прислал мне свою новую книгу стихотворений для ребят «Еду к бабушке Матрёне», вышедшую в  свет в г. Новосибирске.

Тематически книга состоит из коротких разноплановых стихов-зарисовок  и  миниатюр, построенных воображением автора на воспоминаниях о незабываемом детстве, когда природа и окружающий мир, – с озёрами и речками, напоёнными солнечным теплом, – и бесконечно голубое небо в  летнюю пору, – были  ему вторым домом, даруя будущему поэту свои потаенные романтические уголки.

Свидетельством этой разноплановости служат следующие стихи: «Листья», «Клён», «Тыква», «Во сне»,  «Радость», «Новый год 1942 года», «Озимь», и мн. др. Интересным в этом плане является  лирическая миниатюра «Парус»:

 

                                       Смотрит рыжая лиса,

И дивится черный кот:

Парус белого гуся

В небе озера плывёт.

 

И дети вместе с находящимися поодаль, – вечно охотящейся лисой и непоседливым котом, – запрокинув головы, следят за плывущим в безмятежной глади небес парусом белого гуся. И это наполняет детские сердечки неописуемым  восторгом и радостью земного бытия…

 А вот еще одно из таких  разноплановых стихотворений, подчеркивающее ничем незаменимый мальчишеский азарт, присущий каждому во время игры в футбол:

 

                                                    Быстроногий Петя Грач

Целый день гоняет мяч

И мечтает Петя Грач

 

 

 

Про футбольный главный мяч

Меж командами Грача

И Сергея Дергача –

Так ударить по мячу,

Чтоб забить гол Дергачу.

 

       Стих. «Футболист»

 

 

Главным литературно-художественным достоинством книги  Александра Хрулькова «Еду к бабушке Матрёне», выгодно отличающей ее  от произведений многих современных авторов, является  детская непосредственность и нравственная чистота его поэтического голоса, вобравшего в себя все радости и печали родной земли Красногорья.  Ярким подтверждением тому служат строки стихотворения:

 

Было сто дворов,

Было сто коров,

Было сто семей –

С бабушкой моей –

Целая страна!

… А теперь страна –

Бабушка одна.

 

                                 Стих. «Одна»

 

 

Сколько неподдельной горечи в этих строках поэта! Как больно отзываются они в каждом православном сердце, познавшем радость труда на отеческой земле, но  в годы лихолетья оказавшейся опустошенной и невостребованной…

Но, опять же, с какой теплотой и радостью извещает он на страницах книги о поездке к родной бабушке, обращаясь к читателям как бы из своего далекого детства!

 

Поезд длинный и зеленый

Растянулся в стук колёс

Еду к бабушке Матрёне

Мимо елей и берез

                                  

Прочитав с нескрываемым удовольствием книгу «Еду к бабушке Матрёне»,  думаю, что она обязательно будет востребована ребятами, наполнив их души светом поэзии и верой в незыблемость русского художественного слова, которыми так щедро богат талант Александра Хрулькова.

За долгие 12 лет, что мы не виделись с Александром, в связи   с  его  переездом  в  Новосибирск, он успел написать для своих искренних почитателей – ребят младшего и среднего школьного возраста – около десятка замечательных книг стихотворений и

рассказов.   Среди  них, кроме последней, выше упомянутой,   можно  назвать  следующие:  «Добрый   дедушка  Игнат»,  «Моя фортуна», «Березовые колки», «Лучше нет моей земли», «Вечность», «Школьные годы», «Наша земля», «Рыжик», «Зимний свет» и др.

Эти издания поэта пронизаны отеческим теплом к подрастающему поколению, которому он передает без назидания и нравоучений в своих лучших произведениях не только житейский опыт, но и духовно исторические ценности, доставшиеся нам в  наследство от  старших сородичей.

Никакие губительные смерчи и ветры так называемых «революционных перемен», происходящие в историческом укладе России, не смогли выкорчевать из его, по-прежнему по-мальчишески щедрой души, этого всеобъемлющего жизнелюбия, которое он несет детям в своем творчестве.

      Каким лиризмом освещены многие стихотворения из перечисленных ранее книг!        К ним, в первую очередь, можно отнести такие, я бы сказал, его поэтические шедевры, как: «Наш Петя», «Весенние голоса», «Ландыш», «Грачи», «В поле», «Тактористы», «Березка», «Дождь», «Засуха», «Подсолнухи», «Родник», «Красногорье, «Сенокос», «Маленькая роща», «Жеребёнок Рыжик»,  «Сентябрь», «Ёж», «Дуб», «Медведица», «Журавли», «Тайга»,  «Мой добрый дедушка Игнат», «Весна», «Черёмуха», «Появилась в доме лень», «Перепёлка», «Октябрь», «Зима»,    «Февраль», «Мой Шарик»,    «Праздник», «9 мая 1945 года», «Коростель», «Тётя полая», «Кладбище», «Часы с кукушкой», «Царевна Любка», «На свадьбе», «Орешкин Колька», «Еду к бабушке Матрёне» и мн. мн. др., стихотворения», которые могли бы составить новую книгу «Избранных стихотворений» поэта, а выйдя в свет, – и пополнить золотой фонд нашей детской классической русской поэзии.

 

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики