![]()
Пользовательского поиска
|
М. М. КЛИМЕНКО
Особенности совершения всенощного бдения в монастырях святой Горы Афон
Святая Гора Афон
занимает исключительное место
в Православном мире. Афон, избранный Самой Пресвятой Богородицей в
удел, место особого попечения Божией Матери, уже с IX века становится крупнейшим духовным
центром Византийской империи. С этого
времени и до
сего дня, несмотря
на многочисленные нашествия иноверцев и
варваров, Афон продолжает
быть единственным в мире
местом, где сосуществуют,
сохраняя и развивая свои традиции
(в том числе
и литургические), несколько
направлений восточного православного монашества.
Первыми насельниками Святой Горы
были отшельники, знаменитые
подвижники египетских, сирийских
и палестинских монастырей и
скитов, которые оставили свои
обители, спасаясь от нашествия арабов.
Несчастные изгнанники тысячами ринулись в Константинополь, прося
защиты у императора.
В 680 году император Константин Погонат своим
хризовулом (указом) отвел им
для жительства уединенный
Афонский полуостров и тем же
указом закрепил за монахами право
вечного владения Святой Афонской Горой.
Поэтому и богослужение на Афоне
вплоть до Х века совершалось по различным
скитским уставам, принятым
у палестинских келлиотов. Такой
порядок сохранялся еще долгое время после основания первых
монастырей. Это видно из
того, что КиевоПечерский игумен Досифей в XIII веке заимствовал на
Афоне устав келейного
правила, а митрополит
Киприан (1390-1406) в своей
редакции Псалтири большое место отвел афонским особенностям келейного
совершения суточного
богослужения. К этому
же времени (XIII в.) относится Типик, или Устав,
Карейской келлии, составленный
святым Саввой Сербским дня
монаха, живущего в устроенной им безмолвнице, получившей
отсюда название
"типикарница".
Порядок служб по этому
Уставу близок к
обычному, с той лишь
разницей, что ежедневно должна быть
прочитываема вся Псалтирь; кафизмы, не вошедшие
в состав
богослужений суточного круга,
должны прочитываться в промежутке между ними. На утрени,
3-м, 6-м и 9-м часах в продолжение всего года читается по три кафизмы. В субботу
вечером совершается всенощная
особого состава: Трисвятое, псалом
50, канон, чтение
из Евангелия, после Шестопсалмия - три-четыре кафизмы. Далее служба идет обычным порядком, но библейские песни
стихословятся отдельно, и уже за ними
следует канон воскресный
или святому. На
Афоне же появилось "Постническое, или
скитское, последование",
составленное в XIV
веке монахом Феодулом
Фикарою. Это последование было переведено на славянский язык и в 1620
году издано в Вильне архимандритом Леонтием Карповичем.
Иерусалимский устав вошел в употребление на Афоне в период его повсеместного распространения на Православном Востоке, когда богослужебные особенности палестинских монастырей уступили в нем место порядкам, сложившимся под влиянием литургических традиций
![]() |