![]()
Пользовательского поиска
|
братией;
при этом ему предшествуют
экклисиархи или диаконы со свечами. "Исходит же и в
притвор и кадит по чину и тамо сущую
братию". Каждение притвора (литийного) совершается так, как это
описано в 22-й главе типикона: священник
"творит крест кадилом пред красными
враты, также кадит
на обе стороны святые иконы и
братию всю по чину их; последи
же возвращается к
красным вратам, зря к
западу, кадит крестовидно всех". Затем иерей, "паки возвращая в церковь и
став посреди обою лику, знаменует
кадилом крест, зря
к востоком и
возглашает велегласно:
"Господи, благослови".
После начального возгласа иерея
"Слава Святей"
предстоятель с кафедры читает
"Приидите, поклонимся" трижды.
Четвертый стих "Приидите, поклонимся
и припадем Ему"
не произносится, что, кстати, соответствует русской богослужебной
практике до XVI века.
Затем предстоятель читает 103-й псалом до стиха "Отверзшу Тебе руку". Отсюда
лики начинают антифонное
пение предначинательного
псалма с аниксантариями. Самое
раннее указание на исполнение
аниксантариев встречается в рукописи Ватопедского монастыря ј 320
(931), которая датируется
1346 годом. По своему
содержанию аниксантарии являются
краткими прославлениями Триилостасного Божества
как Первопричины
мироздания, которые перекликаются
со стихами 103-го псалма. "За
каждым стихом все
славословят Троицу, Которая
есть Создатель всего", - замечает святой Симеон Солунский (XIV в.).
Все аниксантарии имеют припев:
"Слава Тебе, Боже",
который в свое время был припевом 1-го антифона песненной вечерни. Их полный
текст записан профессором
А. А. Дмитриевским и опубликован в его "Описаниях литургических
рукописей...". Пение аниксантариев,
которое продолжается около
двух часов, афонцы слушают с
особым благоговением. Типиконы предупреждают, чтобы иерей в это время не читал
светильничных молитв, которые надо
читать после стиха:
"Вся премудростию сотворил
еси". Кроме аниксантариев к
особенностям пения предначинательного псалма относится
присоединение к трехкратному
"Аллилуиа, аллилуиа,
аллилуиа, слава Тебе,
Боже" четвертого стиха: "Упование наше,
Господи, слава Тебе".
Этот же порядок сохраняется при всяком пении или
чтении кафизм. На
мирной ектений, как и на всех
последующих, при архиерейском служении поминается только служащий
архиерей, причем прошение
звучит так: "Об архиепископе нашем (имярек)... Господу помолимся". Если нет
архиерея, таким же
образом поминают
Константинопольского Патриарха. Восьмое
прошение начинается словами:
"О святей обители сей,
Святей Горе сей" и т. д. На
Афоне, как и
во всех греческих церквах, в начале прошения "Пресвятую, Пречистую..." хор поет:
"Пресвятая Богородице, спаси
нас".
О пении первой кафизмы
типиконы говорят: "стихословим
"Блажен муж" во глас 8-й, начинает же это не начальный хор, но
другой, второй же
псалом - начальный хор, и третий
- опять второй хор". Однако
в современной практике
пение первой кафизмы зачастую вообще
опускается.
Пение "Господи, воззвах" начинается с возгласа канонарха: "Благослови, Владыко, глас (называется прилучившийся глас Октоиха)". Вообще
![]() |