Пользовательского поиска

братией;  при этом  ему  предшествуют  экклисиархи  или  диаконы со свечами. "Исходит же и в притвор и кадит по чину и тамо сущую  братию". Каждение притвора (литийного) совершается так, как это описано в 22-й главе типикона:  священник "творит крест  кадилом  пред красными  враты,  также  кадит  на  обе стороны святые иконы и братию всю по чину  их;  последи  же  возвращается  к  красным вратам,  зря к западу,  кадит крестовидно всех".  Затем иерей, "паки возвращая в церковь и став посреди обою лику,  знаменует кадилом   крест,  зря  к  востоком  и  возглашает  велегласно: "Господи, благослови".

 

     После начального   возгласа    иерея    "Слава    Святей" предстоятель  с кафедры читает "Приидите,  поклонимся" трижды. Четвертый  стих  "Приидите,  поклонимся  и  припадем  Ему"  не произносится, что, кстати, соответствует русской богослужебной практике до XVI века.

 

     Затем предстоятель читает 103-й псалом до стиха "Отверзшу Тебе    руку".   Отсюда   лики   начинают   антифонное   пение предначинательного  псалма  с  аниксантариями.  Самое   раннее указание  на  исполнение  аниксантариев встречается в рукописи Ватопедского монастыря ј 320 (931),  которая  датируется  1346 годом.  По  своему  содержанию  аниксантарии являются краткими прославлениями  Триилостасного   Божества   как   Первопричины мироздания,  которые  перекликаются  со стихами 103-го псалма. "За  каждым  стихом  все  славословят  Троицу,  Которая   есть Создатель всего", - замечает святой Симеон Солунский (XIV в.). Все аниксантарии имеют припев:  "Слава Тебе,  Боже", который в свое  время  был припевом 1-го антифона песненной вечерни.  Их полный  текст  записан  профессором  А.  А.   Дмитриевским   и опубликован  в  его  "Описаниях  литургических  рукописей...". Пение аниксантариев,  которое продолжается около  двух  часов, афонцы слушают с особым благоговением. Типиконы предупреждают, чтобы иерей в это время не читал светильничных молитв, которые надо  читать  после  стиха:  "Вся  премудростию сотворил еси". Кроме аниксантариев к  особенностям  пения  предначинательного псалма   относится  присоединение  к  трехкратному  "Аллилуиа, аллилуиа,  аллилуиа,  слава  Тебе,  Боже"  четвертого   стиха: "Упование   наше,   Господи,  слава  Тебе".  Этот  же  порядок сохраняется при всяком пении  или  чтении  кафизм.  На  мирной ектений,  как и на всех последующих, при архиерейском служении поминается только служащий архиерей,  причем  прошение  звучит так:  "Об  архиепископе нашем (имярек)...  Господу помолимся". Если    нет    архиерея,    таким    же    образом    поминают Константинопольского  Патриарха.  Восьмое  прошение начинается словами:  "О святей обители сей,  Святей Горе сей" и т.  д. На Афоне,  как  и  во  всех греческих церквах,  в начале прошения "Пресвятую,  Пречистую..." хор  поет:  "Пресвятая  Богородице, спаси нас".

 

     О пении  первой  кафизмы  типиконы говорят:  "стихословим "Блажен муж" во глас 8-й, начинает же это не начальный хор, но другой,  второй  же  псалом - начальный хор,  и третий - опять второй  хор".  Однако  в  современной  практике  пение  первой кафизмы зачастую вообще опускается.

 

     Пение "Господи, воззвах" начинается с возгласа канонарха: "Благослови,  Владыко,  глас  (называется  прилучившийся  глас Октоиха)".  Вообще 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики