![]()
Пользовательского поиска
|
свещи, якоже обычай есть в неделю. Перед
проскинитарием же богородичным возжигаем свещи три. Подобает бо ведети непременно,
что егда возжигаем
у проскинитария три свещи, сохраняем их негасимы, 9-го возжигаем в
проскинитарии свещи две на всю службу, в
память Богоотец" и т. д.
Типиконы предписывают
начинать каждение на
"Господи, воззвах" с пения стиха "Да исправится",
причем кадят не только в алтаре и в храме,
но и во внутреннем притворе:
"Когда же поется "Яко кадило пред Тобою", диакон кадит
сначала внутри алтаря, затем исходит северною дверью и кадит
проскинитарий с иконой святого, затем
игумена и отходит недалеко от игумена и кадит
всех на правом
клиросе и, окадив крестовидно
против аналоя, как и на первом клиросе, двигаясь кадит старцев, затем
исходит в притвор
и кадит всех по чину". Обычно каждение совершают два
диакона, которые входят
разными боковыми вратами, кадят
икону Божией Матери
и проскинитарий с праздничной иконой трижды по трижды; затем
кадят предстоятеля; потом
расходятся для каждения
клиросов; после этого вновь
сходятся в центре храма и кадят стоящую братию и паломников, и главными дверьми
исходят кадить притвор.
Особенностью афонского каждения является ношение диаконами особых
ковчежцев для ладана в виде
серебряных или позолоченных церквей. Эти
ковчежцы, или "сионы", диаконы
носят на левом
плече и придерживают рукой,
обернутой пеленой.
Особой торжественностью отличается вход с кадилом. По типикону Филофеевского монастыря: "Когда же начнут петь "Слава", кандилапт выходит на середину храма и, поклонившись трижды к востоку, делает поклоны к обоим хорам, и по сему знаку отходят иереи и иеродиаконы во святой алтарь и облачаются для участия во входе". В современной практике екклисиарх (а не кандилапт) обходит храм и притвор и приглашает священников, начиная с гостей и старшей братии, к участию во входе. После этого иереи, начиная с игумена, подходят к архиерею и, взяв благословение, уходят в алтарь. В середине пения Догматика иеродиаконы и священники исходят из алтаря и становятся полукругом в центре храма на омфалионе или по бокам кафедры, в зависимости от размеров храма и числа служащих. В центре становятся два кандилапта с подсвечниками и два иеродиакона с так называемыми "малыми" рипидами (без древка). Когда предстоятель с кафедры благословит вход, архидиакон возглашает:"Премудрость, прости". Священники начинают петь "Свете тихий". Со слов "Иисусе Христе" диаконы кадят иереев, а когда начнут петь "поем Отца, Сына и Святаго Духа", иереи делают поклон епископу, берут его благословение и по двое входят в алтарь. Диаконы, стоя по бокам от Царских врат, кадят входящих иереев. Затем в алтарь входят и иеродиаконы. Вот как описывает вечерний вход на праздничном бдении в Пантелеимоновском монастыре инок Пар-фений: "Когда пели стихиры, тогда экклисиарх ходил по всей церкви и приглашал всех иеромонахов и иеродиаконов в алтарь. Тогда иеродиаконы по два выходили и становились среди церкви, творя два поклона в пояс и третий земной, подходили к Владыке с земным поклоном и брали от него благословение. Поклонившись, уходили в алтарь; за ними иеромонахи так же творили и уходили облачаться. Когда же начали петь "И ныне" и Богородичен, тогда вышли из алтаря наперед два екклисиарха в мантиях, несли по
![]() |