![]()
Пользовательского поиска
|
подсвечнику, за
ними два диакона с кадилами; за
ними же два диакона, один с кириями
(дикирием и трикирием), а другой со свечею;
за ними два диакона с
рипидами; за ними один диакон нес
великий запрестольный крест; прочие диаконы шли по двое со свечами; за
ними шли по
двое священники с опущенными вниз руками; за ними уже и игумен. Всех же вышло около ста
человек и сделали великое полукружие; а когда дааконы покадили иконы и Владыку
и один из них возгласил "Премудрость,
прости", тогда
"Свете тихий" пели
одни только священники и диаконы.
Когда начали петь слова "пришедще на запад солнца", тогда игумен на правый и
левый клиросы сотворил по малому
поклону и вошел в алтарь;
священники по двое
такожде сотворили; диаконы
в Царских вратах кадили каждого и допевали стих уже в алтаре".
Современная практика несколько отличается от уставной: по окончании
пения "Свете тихий" второй диакон,
стоя к западу, возглашает: "Вечерний
прокимен" (глас прокимна не оглашается). Священнослужители поют прокимен и
стих прокимна и уже
после этого входят в алтарь.
Во время входа и пения "Свете тихий" екклисиархи зажигают
свечи на хоросе и паникадилах и начинают их раскачивать.
"Сподоби, Господи"
и паремии читает
предстоятель с кафедры. Лития на
Афоне также имеет свои особенности. Афонские типиконы, в
отличие от палестинских
и других списков Иерусалимского устава,
предписывают иерею и диакону выходить на литию не северной дверью, а Святыми вратами. Все типиконы указывают, что
лития должна совершаться
во внутреннем притворе: "По возгласе (просительной ектеньи. - Прим.
авт,) исходит иерей с
кадилом Святыми вратами,
в преднесении канонархом
подсвечника, исходит с игуменом и
певцами в нарфик храма, в котором
поем обычные тропари"
(Костамонитский типикон).
В одних монастырях лития
совершается с пением
стихиры святого обители, к которой присоединяются Богородичные стихиры
гласа или догматические Павла
Аморейского. На праздничном бдении стихиры
Богородицы заменяются стихирами
праздника; после них следует
Догматик. В Лавре
преподобного Афанасия
Афонского Догматик поется
перед чудотворной иконой Божией Матери "Икономисса", которая
находится слева от
главных (красных) дверей из притвора в храм. Для этого хоры сходятся и
образуют полукружие перед иконой, а
диаконы все время, пока поется Догматик, кадят икону.
В других монастырях поется только стихира святого обители и самогласен
праздника. Богородичен после
"Слава, и ныне" не поется (типикон
Григориатского монастыря). Типикон Пантелеимоновского монастыря
указывает также каждение иереем или
диаконом певчих, поющих
литийные стихиры. Все стихиры
поются с канонархом.
В части прошений литийной ектений, их количества и последовательности афонские типиконы допускают большое разнообразие. На Святой Горе сохраняется палестинская практика поименного поминовения
![]() |