![]()
Пользовательского поиска
|
на литии живых и умерших. Наибольшим количеством прошений
отличается Филофеевский типикон,
по которому кроме чтения
диптихов полагается шесть прошений. Другая особенность этого
типикона: возглас "Услыши ны, Боже" и молитву "Владыко
Многомилостиве" читает сам предстоятель.
По типикону Григориатского монастыря,
полагается всего четыре прошения (отсутствуют прошения "Помилуй
нас, Боже" и о епископе), зато
каждое из них сопровождается сорокакратным пением "Господи, помилуй". Практика
литийных прошений по типикону Пантелеимоновского монастыря аналогична Григориатской. Но
сорокакратное "Господи, помилуй" после каждого прошения этот устав полагает
только в зимнее время. В летний же
период, из-за краткости ночи, после первого прошения певчие трижды поют
"Господи, помилуй"; затем диакон продолжает произносить
оставшиеся прошения, а
певчие непрерывно поют "Господи, помилуй".
В Симонопетрском монастыре после
первого прошения хор поет
"Господи, помилуй" сорок
раз, после второго прошения - три
раза; так же
и после третьего прошения (о епископе и игумене с
братией); затем подряд следуют несколько
прошений о живых и усопших,
после которых хор единожды поет
"Господи, помилуй"; сорок раз
и трижды - после чтения диптихов, начиная с поименного поминовения
ктиторов. Последние прошения ("о
еже сохранитися святей обители
сей" и т.
д.) произносятся аналогично
указаниям Пантелеимоновского типикона.
Интересную обрядовую
особенность чина литии
в Костамонитском монастыре представляют закрытие красных дверей после того, как литийная процессия войдет из храма в
притвор, и открытие этих же дверей вновь,
когда начнется поминовение живых и умерших. Возможно, этот обычай направлен на то, чтобы
все стоящие в это время в храме могли слышать чтение диптихов и принять участие в общих молитвах о
живых и умерших.
На Афоне сохраняется древний
порядок окончания литии, когда
священник и диакон во время пения стихир
на стиховне уходят в алтарь,
а Святые врата закрываются.
"По исполнении молитвы певцы поют стиховные с их стихами. Иерей с диаконом входят в храм
в преднесении подсвечников, затем
подсвечники поставляются по сторонам хлебов,
иерей же с диаконом трижды совершают поклон и кланяются к хорам, и входят во святилище" (Филофеевский
типикон).
Описание литии будет неполным без упоминания еще одной существующей на Святой Горе традиции. С учетом продолжительности праздничного бдения (агрипния на панагир вместе с литургией продолжается обычно 15-17 часов), после паремий делается небольшой перерыв до Шестопсалмия. В то время как служба идет своим чередом, архиерей, а за ним и большинство певчих, монахов и паломников, в сопровождении настоятеля направляются в синодик - зал для торжественных приемов, где гостям предлагают традиционное восточное угощение: чашку кофе со стаканом холодной воды, рюмку ракии (афонской
![]() |