Пользовательского поиска

на литии живых и умерших.  Наибольшим количеством  прошений  отличается  Филофеевский  типикон,   по которому  кроме  чтения  диптихов  полагается  шесть прошений. Другая особенность этого типикона: возглас "Услыши ны, Боже" и молитву "Владыко Многомилостиве" читает сам предстоятель.

 

     По типикону  Григориатского  монастыря,  полагается всего четыре прошения (отсутствуют прошения "Помилуй нас,  Боже" и о епископе),  зато  каждое  из  них сопровождается сорокакратным пением  "Господи,  помилуй".  Практика  литийных  прошений  по типикону      Пантелеимоновского      монастыря     аналогична Григориатской.  Но  сорокакратное  "Господи,  помилуй"   после каждого прошения этот устав полагает только в зимнее время.  В летний же период, из-за краткости ночи, после первого прошения певчие трижды поют "Господи, помилуй"; затем диакон продолжает произносить оставшиеся  прошения,  а  певчие  непрерывно  поют "Господи, помилуй".

 

     В Симонопетрском  монастыре  после  первого  прошения хор поет "Господи,  помилуй" сорок раз,  после второго прошения  - три  раза;  так  же  и  после  третьего прошения (о епископе и игумене с братией);  затем подряд следуют несколько прошений о живых  и  усопших,  после  которых хор единожды поет "Господи, помилуй";  сорок раз и трижды - после чтения диптихов, начиная с поименного поминовения ктиторов.  Последние прошения ("о еже сохранитися  святей  обители  сей"  и  т.   д.)   произносятся аналогично указаниям Пантелеимоновского типикона.

 

     Интересную обрядовую    особенность    чина    литии    в Костамонитском монастыре представляют закрытие красных  дверей после того,  как литийная процессия войдет из храма в притвор, и открытие этих же дверей вновь,  когда  начнется  поминовение живых и умерших.  Возможно, этот обычай направлен на то, чтобы все стоящие в это время в храме могли слышать чтение  диптихов и принять участие в общих молитвах о живых и умерших.

 

     На Афоне  сохраняется  древний  порядок  окончания литии, когда священник и диакон во время  пения  стихир  на  стиховне уходят  в алтарь,  а Святые врата закрываются.  "По исполнении молитвы певцы поют стиховные с их стихами.  Иерей  с  диаконом входят  в  храм в преднесении подсвечников,  затем подсвечники поставляются по сторонам хлебов,  иерей же с  диаконом  трижды совершают  поклон и кланяются к хорам,  и входят во святилище" (Филофеевский типикон).

 

     Описание литии будет неполным без  упоминания  еще  одной существующей    на    Святой    Горе    традиции.   С   учетом продолжительности праздничного  бдения  (агрипния  на  панагир вместе  с  литургией  продолжается обычно 15-17 часов),  после паремий делается небольшой перерыв до Шестопсалмия. В то время как   служба   идет  своим  чередом,  архиерей,  а  за  ним  и большинство певчих,  монахов  и  паломников,  в  сопровождении настоятеля  направляются  в  синодик  -  зал для торжественных приемов,  где   гостям   предлагают   традиционное   восточное угощение:  чашку  кофе со стаканом холодной воды,  рюмку ракии (афонской

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики