![]()
Пользовательского поиска
|
трету кто от соборных (старцев. - Прим.
авт.) от тогожде оставлшагося слова, абие по ипакои, пред антифонамы; четвертое первенствуяй кто, такожде от оставлшагося
поучения, по третей песны... По неделям же Великаго песта чтения бывают 4: два
от Шестодневия святаго Василия, а
два последи торжественна,
по рядовой неделы... Наченши же
от Фоминой недели,
по всем неделям,
даже до Пятидесятницы чтения
четыре: 1) от Деяний святых
Апостол; 2) Евангелия Иоанна
толкованнаго, 3) и 4) от Евангелия
рядовой недели, си ест от бесед на рядовое Евангелие".
Из сказанного следует, что
на Афоне предметом чтений служит не столько Священное
Писание Нового Завета, сколько его толкование
и по связи
с ним святоотеческие творения, а
на бдениях святым - житийные
повествования и похвальные
слова этим святым. По
своему построению чтения,
как правило, составляют единое
целое, где последующее
чтение является продолжением
предыдущего. Такая система вызвана необходимостью соблюдать указание типикона о
завершении бдения при
восходе солнца и дает
екклисиарху, который сам регулирует
объем того или иного чтения, средство для контроля над продолжительностью
агрипнии. В этом
отношении чтения, по
меткому выражению архимандрита Антонина
(Капустина), являются "наилучшим подспорьем к растяжению
всенощного бдения действительно на всю ночь".
В отношении совершения Шестопсалмия и
последующей части утрени до
полиелея афонские монастыри придерживаются общих правил Иерусалимского
устава. Шестопсалмие предваряется звоном в
колокола и била,
читается предстоятелем или
"учиненным" монахом. В начале
чтения свечи и лампады
гасятся, и храм покрывается мраком. К частным особенностям относится указание
типикона Григориатского монастыря
иерею читать утренние молитвы не
пред Святыми вратами,
а перед иконой Христа. Типикон Филофеевский указывает
вместо обычных четырех стихов на
"Бог Господь" три
особых и троекратное пение тропаря: "Певец начинает
"Бог Господь" на
глас отпустительного (тропаря. -
Прим. авт.), канонарх же начинает посредине храма, говорит стихи: стих 1-й
"Исповедайтеся Господеви", стих 2-й "И о имени
Господни противляхся", стих
3-й "От Господа бысть сей",
также тропарь глаголем трижды". Что касается положенных после кафизм
чтений, то только
типикон Пантелеимоновского монастыря указывает их совершение после
1-й и
2-й кафизм и полиелея.
Другие типиконы полагают только
два чтения: после 1-й и 2-й кафизм.
В начале чтения кафизм
предстоятель отлагает мантию
и идет в один из параклисов, которые обычно устроены по бокам притвора и
не сообщаются с
остальными частями храма.
Там предстоятель, стоя в
игуменской стасидии в епитрахили, вслух
читает правило ко Святому Причащению
для священнослужителей, монахов и
паломников, готовящихся к Причастию.
Полиелейные псалмы (134-й и 135-й) поются полностью. Перед началом пения 134-го псалма канонарх громко возглашает: "Раби Господни". Затем поются сами псалмы на два лика с припевом "аллилуиа" к каждому стиху.
![]() |