Пользовательского поиска

Константинополя.   На Православном Востоке в целом в условиях  турецкого  завоевания Иерусалимский устав был подвергнут серьезным сокращениям,  что в конце концов привело к принятию Константинопольского  устава 1838 года.  Афон же не только сохранил Иерусалимский устав, но и значительно обогатил его богослужебными традициями различных монастырей.   Поэтому  в  современной  богослужебной  практике святогорцы игнорируют печатные издания  Иерусалимского  устава (1545,  1577  гг.  и  т.  д.),  но каждый монастырь пользуется исключительно своим рукописным типиконом.

 

     Это обстоятельство    дало   повод   профессору   А.   А. Дмитриевскому,   замечательному    русскому    литургисту    и многократному   паломнику   на   Святую   Гору,   говорить   о Святогорском уставе.

 

     По Дмитриевскому,  Святогорский   устав,   возникший   из описаний  местных  монастырских обычаев,  существовал уже в XI веке.  При этом он ссылается на Никона Черногорца,  известного литургиста того времени, который в своих Пандектах и Тактиконе пользуется   уставом   Святогорским   наравне   со    списками Иерусалимского   и  Студийского  уставов.  Говоря  о  развитии Святогорского устава, Дмитриевский приводит рукописный типикон из  Ватиканской библиотеки,  который озаглавлен "Типикон Лавры святого Саввы и Лавры святого Афанасия на Афоне" и  датируется 1373 годом.

 

     Не сообщая  никаких  сведений  об  истории  Святогорского устава в XII-XVI  веках,  Дмитриевский  связывает  современный Святогорский  типикон  с  типиконом  Дионисиатского монастыря, составленным в 1624 году неким иеромонахом Игнатием.  При этом Дмитриевский  приводит  свидетельства современных ему афонских типикарей, говорящие о распространении Дионисиатского устава и авторитете, которым он пользуется в святогорских монастырях.

 

     Но прежде  чем  приступить   к   описанию   практического осуществления   Святогорского   типикона,  необходимо  сказать несколько слов об устройстве святогорских храмов,  так как без этого  останутся  непонятными  многие  особенности  совершения всенощного бдения на Афоне.  Планы  афонских  соборных  храмов кафоликонов  очень  схожи.  Исключение  составляет только храм Протата  в  Карее,  построенный  по  образу  раннехристианской однонефной  базилики.  Остальные  соборы  представляют в плане равноконечный византийский  крест,  закругленный  с  восточной стороны. Часто к алтарной апсиде примыкают по бокам диаконник (справа),  служащий  хранилищем  священных  сосудов  и  местом собрания диаконов во время богослужения, и жертвенник (слева).

 

     В центре алтаря стоит престол,  над  которым  возвышается сень, или киворий, с главою на четырех тонких столбах. Под ним висит  дароносица  артофорий  в  виде  голубя  или   небольшой церковки.  За престолом стоит большой крест; как правило - это один из ктиторских  вкладов  в  монастырь.  Семисвечники  есть далеко  не  во  всех  храмах.  На  горнем  месте стоит кафедра епископа или (как в Протатском храме и Ватопеде) чтимая  икона Богоматери  Боковые апсиды отделены от алтаря завесами.  Когда начинается

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики