Пользовательского поиска
|
Прокимен праздника со стихом
произносит канонарх на середине храма, после чего творит поясной поклон на
правый и левый клиросы, а прокимен перед
Евангелием со стихом поется на два лика следующим образом: чтец возглашает-
"Всякое дыхание", левый
лик - прокимен,
правый - стих,
левый - "Да хвалит дыхание", правый лик заканчивает:
"Всякое Господа".
Воскресное Евангелие
читается служащим иеромонахом
на правой стороне престола,
а в остальных случаях - в Царских
вратах, лицом к народу.
Воскресную песнь после Евангелия читает
предстоятель на кафедре. Затем
следует чин целования,
как он описан
в Иерусалимском уставе:
"Иерей, взяв в руки святое
Евангелие и выйдя Святыми вратами, идет и становится посредине храма (на
омфалионе. - Прим. авт.),
в преднесении ему лампады, и идет игумен
и целует святое
Евангелие, делая один поклон
перед целованием и один после него, также и братия по двое из того и другого
хора, а также и из притвора, делая подобное ему".
Перед началом пения канона
канонарх оглашает начало первого ирмоса и припев. Тропари канона поются двумя
хорами попеременно с канонархом
на глас ирмосов.
В это же время диаконы совершают каждение, как и на "Господи, воззвах". На третьей
песни, перед
чтением кандилапты гасят
свечи на паникадилах и
хоросе. После шестой песни также бывает
чтение. На восьмой песни
свечи вновь зажигают.
Каждение перед
"Честнейшей" совершается диаконами,
как в начале
канона. Вместо Богородичной иконы
в иконостасе диаконы во время пения "Честнейшей" кадят
икону Божией Матери
в проскинитарии. Возглас диакона
перед "Честнейшей" несколько
изменен по сравнению с русской
практикой: "Богородицу и
Матерь Света в песнех
почитающе, возвеличим". Светилен поется протопсалтом посреди храма.
О возгласе иерея перед хвалитнами интересное замечание мы находим у
архиепископа Василия (Кривошеина), который сам около 20 лет
прожил на Афоне
в Пантелеимоновском монастыре. Греческий вариант
этого возгласа ("Яко
Тя хвалят вся силы небесныя
и Тебе славу
воссылают") в большей
степени подчеркивает
космический аспект нашего
спасения, чем славянский
("и Тебе славу воссылаем"), который,
по мнению архиепископа Василия,
более антропоцентричен.
На хвалитех поются все три псалма антифонно. Во время пения хвалитных псалмов бывает помазание. Всех, в том числе и священнослужителей, помазует иерей из лампады, которая всю службу горит над праздничной иконой и подвешена к задней стенке проскинитария. Для помазания обычно используется стручец, на конце которого насажена губка или кусочек ваты. Но в некоторых афонских монастырях сохраняется древний обычай помазания двумя перстами, о котором упоминается в рукописи 1346 года из библиотеки Ватопедского монастыря: "Если же игумен удостоен иерейского сана, то он сам помазует братий, погружая свои два пальца в елей". Если в монастыре есть мощи празднуемого святого, их выносят из алтаря и полагают слева от проскинитария на особом столике, покрытом пеленой. Мощам