Пользовательского поиска
|
предшествует кандилапт с зажженным
мануалом, который ставится слева от
них. При выносе
святых мощей все делают поясной
поклон и обнажают голову. То же и при
унесении их в алтарь, причем иерей
из Царских врат крестообразно благословляет ими молящихся. Братия
подходят под помазание по двое, сотворив три поясных поклона перед иконой и
один земной перед мощами. После славословия мощи уносят обратно в алтарь.
Такая практика не согласуется
с древнейшими указаниями типиконов, которые
предписывают совершать помазание
после отпуста утрени:
"Собираемся все пред проскинитарием, и кадит иерей
или диакон святую икону и предстоятеля,
затем братий и снова святую икону,
затем, сделав масличный помазок и омакнув его во святую лампаду, держит его.
Пришел же предстоятель и поклонившись и поцеловав святую икону, идет к иерею,
и если почтен достоинством
священства, то, взяв помазок из рук иерея, прежде помазывает сам себя, затем иерея,
потом, если хочет, сам помазывает
братий, если же нет, то отдает помазок иерею, и тот помазывает их, если же предстоятель непосвященный, то, по
помазании иереем, становится
на его место; затем подходят братия по чину и, поклонившись и поцеловав (икону.
- Прим. авт.) и будучи помазаны,
снова кланяются и, сотворив поклоны к братиям
на клиросе, когда
игумен ответит им
поклоном, становятся на свои места.
По помазании всех возглашает иерей: "Услыши ны, Боже... Мир всем. Главы наша Господеви
преклоним" и говорит молитву "Владыко Многомилостиве, Господи...". И по совершении сего - "Приидите, поклонимся" и, исшед в притвор, поем 1-й час" (типикон
Пантелеимоновского монастыря). Напротив этого указания типикона сделана запись,
отражающая современный порядок:
"это древнейший чин, ныне же, когда поются хвалитны, снимает седмичный
фелонь и, поцеловав
икону и сотворив помазком образ креста на ней,
помазует...".
Частной особенностью
богослужения в Григориатском монастыре является пение
на "Свят Господь
Бог наш" стихов "Возносите Господа
Бога нашего" и "Яко
свят есть..." вместо общепринятых уставами стихов. На
"Сый благословен" диаваст отвечает: "Утверди, Господи
Боже, святую и непорочную веру
благочестивых и православных христиан со святою Своею Церковью и святой
обителью сей, святой
горой сей во веки веков" и
"Вечная память святым и приснопамятным ктиторам святыя обители сия".
Лития по отпусте совершается в
притворе (как это указано в константинопольских списках Иерусалимского устава)
с той лишь разницей, что елеопомазание переносится на хвалитны,
как уже говорилось выше.
Сразу после 1-го часа
бывает малое освящение
воды, которое совершается в фиале.
Афонский фиал представляет собой небольшую беседку
из мрамора, круглую
в поперечнике, сферический купол которой поддерживают восемь и более
колонн, соединенных между собой
перегородкой высотой до
70 сантиметров. С востока
и запада между
колоннами оставлен проход. В центре этой беседки на постаменте находится
чаша для освящения воды. Размеры
мраморной чаши в некоторых монастырях достигают 6-7 метров в диаметре.