Пользовательского поиска

предшествует кандилапт с зажженным мануалом,  который ставится слева  от  них.  При  выносе  святых  мощей все делают поясной поклон и обнажают голову.  То же и при унесении их  в  алтарь, причем  иерей  из Царских врат крестообразно благословляет ими молящихся. Братия подходят под помазание по двое, сотворив три поясных поклона перед иконой и один земной перед мощами. После славословия мощи уносят обратно в алтарь.

 

     Такая практика не согласуется  с  древнейшими  указаниями типиконов,  которые  предписывают  совершать  помазание  после отпуста утрени:  "Собираемся все пред проскинитарием,  и кадит иерей  или диакон святую икону и предстоятеля,  затем братий и снова святую икону,  затем, сделав масличный помазок и омакнув его  во святую лампаду,  держит его.  Пришел же предстоятель и поклонившись и поцеловав святую икону,  идет к иерею,  и  если почтен достоинством священства, то, взяв помазок из рук иерея, прежде помазывает сам себя,  затем иерея,  потом,  если хочет, сам помазывает братий, если же нет, то отдает помазок иерею, и тот помазывает их,  если же предстоятель непосвященный, то, по помазании  иереем,  становится  на  его место;  затем подходят братия по чину и,  поклонившись и поцеловав  (икону.  -  Прим. авт.) и будучи помазаны, снова кланяются и, сотворив поклоны к братиям  на  клиросе,  когда  игумен  ответит   им   поклоном, становятся на свои места.  По помазании всех возглашает иерей: "Услыши ны,  Боже... Мир всем. Главы наша Господеви преклоним" и говорит молитву "Владыко Многомилостиве,  Господи...".  И по совершении сего - "Приидите,  поклонимся" и,  исшед в притвор, поем 1-й час" (типикон Пантелеимоновского монастыря). Напротив этого указания типикона сделана запись, отражающая современный порядок:  "это древнейший чин, ныне же, когда поются хвалитны, снимает  седмичный  фелонь  и,  поцеловав  икону  и   сотворив помазком образ креста на ней, помазует...".

 

     Частной особенностью    богослужения    в   Григориатском монастыре является пение на  "Свят  Господь  Бог  наш"  стихов "Возносите  Господа  Бога  нашего" и "Яко свят есть..." вместо общепринятых уставами стихов.  На  "Сый  благословен"  диаваст отвечает:  "Утверди,  Господи  Боже,  святую и непорочную веру благочестивых и православных христиан со святою Своею Церковью и  святой  обителью  сей,  святой  горой  сей во веки веков" и "Вечная память святым и приснопамятным ктиторам святыя обители сия".

 

     Лития по  отпусте совершается в притворе (как это указано в константинопольских списках  Иерусалимского  устава)  с  той лишь разницей,  что елеопомазание переносится на хвалитны, как уже говорилось выше.

 

     Сразу после  1-го  часа  бывает  малое  освящение   воды, которое совершается в фиале.  Афонский фиал представляет собой небольшую  беседку  из   мрамора,   круглую   в   поперечнике, сферический  купол которой поддерживают восемь и более колонн, соединенных   между   собой   перегородкой   высотой   до   70 сантиметров.  С  востока  и  запада  между  колоннами оставлен проход. В центре этой беседки на постаменте находится чаша для освящения воды.  Размеры мраморной чаши в некоторых монастырях достигают 6-7 метров в диаметре.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики