![]()
Пользовательского поиска
|
Обычно фиал расположен справа от главного входа в собор. Водоосвящение совершает
игумен при участии всех иеромонахов. Специально для
праздничного водоосвящения из
ризницы приносится резной деревянный
крест с подставкой,
имеющий частицу
Животворящего Креста Господня.
По окончании водоосвящения братия и паломники подходят к игумену, который дает им для целования крест и
окропляет святой водой. На Афоне для окропления используют не привычное нам
кропило, а веточку базилика. Вероятно,
этот обычай перешел на
Святую Гору из палестинских монастырей.
По преданию, кусты базилика
(греч. василикос), то есть царственный) покрывали всю Голгофу и своим
благородным благоуханием привлекли
внимание святой царицы Елены,
когда она искала Животворящий Крест Господень. До сих пор базилик очень распространен на
Ближнем Востоке.
Еще одна афонская особенность
чина водоосвящения - вынос для поклонения почти всех имеющихся в обители
святых мощей. Ковчеги с
мощами расставляют по краям водосвятной чаши и все прикладываются к
святым мощам перед
тем, как подойти
под окропление.
Проскомидия совершается во время чтения в притворе 3-го и 6-го
часов, каждый из которых имеет свой
отпуст. По окончании проскомидии иерей в алтаре звонит в колокольчик, при этом монахи выходят из
стасидий, снимают камилавки
и, склонив головы, поминают живых и умерших. Иерей в это время вынимает частицы из
просфоры. При архиерейском служении
отпуст проскомидии делает епископ после так называемой архиерейской
проскомидии перед Великим выходом.
По отпусте часов хор поет
"Достойно есть" и
тропарь праздника трижды. В это время
архиерей сходит с кафедры и выступает на середину храма. Из алтаря по
двое выходят диаконы с дикирием и
трикирием и священники с частями архиерейского облачения и становятся
полукругом перед архиереем. Два диакона облачают епископа,
а один из диаконов с дикирием
произносит положенные на чин облачения
архиерея молитвы. По
облачении архиерей
благословляет народ свечами, а хор поет долгое "Ис полла".
Затем архиерей принимает жезл и возвращается на кафедру. Два
диакона со свечами,
став по обе стороны Царских врат,
поочередно возглашают: "Священницы изыдите;
изыдите священницы".
Иереи по-двое выходят
Царскими вратами и становятся против них полукругом,
лицом к востоку.
Игумен берет благословение у
епископа и возвращается в алтарь.
До Трисвятого литургия совершается обычным порядком.
Профессор А. А. Дмитриевский
отмечает, что в
Лавре преподобного Афанасия однажды в год на малом входе выносится
Евангелие - вклад императрицы Елизаветы Петровны. Вес книги в массивном позолоченном окладе
составляет несколько пудов, и ее с трудом удерживают два диакона.
![]() |