![]()
Пользовательского поиска
|
Как уже говорилось, на
панагир приглашаются члены Священного Кинота
(собрания) - духовного управления Святой Горы, которое
состоит из 20
антипросопов, представителей
каждого из афонских монастырей. В их честь перед Трисвятым, кроме положенных
тропарей и кондаков, хор исполняет
тропари праздников или святых,
имени которых посвящены монастыри, соблюдая при
этом указанный афонским
диптихом порядок. Исключение делается
только для Протепистата,
или Прота, председателя Священного
Кинота: тропарь его
монастыря исполняется
первым. На "И
ныне" кондак "Взбранной Воеводе" поется по стихам
священнослужителями в алтаре и обоими хорами.
Возглас архиерея перед Трисвятым несколько
отличается от указанного в Иератиконе и
Евхологии: "Яко свят еси, Боже наш,
и Тебе славу и трисвятую
песнь воссылаем..." Два
диакона поочередно возглашают слова:
"Господи, спаси
благочестивыя", повторяемые хорами.
Затем первый диакон возглашает: "И услыши ны", а второй: "И
во веки веков".
Трисвятое исполняется
следующим образом. Сначала
его полностью поют оба хора,
затем "Славу" - первый хор, "И ныне" - второй
хор, "Святый Бессмертный" -
первый хор.
Священнослужители в алтаре
поют "Святый Боже".
Архиерей выходит в центр храма (на омфалион) с дикирием и
трикирием и возглашает: "С небесе
призри, Господи, и виждь...", а
первый хор заканчивает пение Трисвятого.
Затем диакон, стоя лицом к
западу, произносит возглас
"Динамис" (то есть
"Вышним гласом"). Хоры
повторяют этот возглас и вновь поют Трисвягтое по частям особым медленным
распевом, припевая к каждой части терирем.
Такое необычайно
торжественное исполнение Трисвятого, сопровождаемое раскачиванием
хороса и паникадил и
каждением храма двумя екклисиархами в мантиях и с кацеями, продолжается более получаса.
Сразу после Трисвятого
диакон возглашает торжественное многолетие служащему епископу: "Имярек, Высокопреосвященнейшему и
богопоставленному митрополиту
святейшей митрополии (полное наименование епархии), нашему же отцу и иерарху многая
лета". Многолетие поочередно повторяют священнослужители в алтаре и оба хора. В отсутствие епископа многолетствуют Константинопольского Патриарха,
но с более скромной формулой многолетия: "Имярек, Святейшему Вселенскому
Патриарху многая лета".
Апостол читает диакон или диаваст в
мантии на середине храма. Чтец
возглашает: "Прокимен Апостола", а затем
произносит сам прокимен и стих прокимна. Хор прокимен не поет. Достойно замечания,
что в современной
афонской практике опускается
аллилуиарий. Его заменяет троекратное
пение хором "Аллилуиа", что вполне соответствует современному
Иератикону, но противоречит древнейшим
типиконам и Евхологиям,
где указывается, что чтец должен
произносить: "Псалом Давидов", и затем следует аллилуиарий со стихом.
![]() |