Пользовательского поиска

     Евангелие читает предстоятель в Царских  вратах  лицом  к народу.  В начале пения Херувимской песни екклисиархи зажигают свечи на хоросе  и  паникадилах  и  приводят  их  в  движение. Херувимскую  поют  на  правом  клиросе  лучшие псалты из обоих хоров,  с териремом и до слов  "Яко  да  Царя  всех  подымем", которые диаваст произносит нараспев.

 

     Великий вход   имеет   ряд   особенностей.  В  конце  так называемой   архиерейской   проскомидии   епископ   звонит   в колокольчик. По этому знаку братия выходит из стасидий и, сняв камилавки  и  преклонив  главу,  поминает  живых  и   умерших, пребывая  в таком положении до окончания входа.  Перед выходом со Святыми Дарами епископ кланяется в Царских вратах народу  и испрашивает  у  него  прощения,  а затем благословляет руками. Также и священники в Царских вратах,  крестообразно сложив  на груди руки,  кланяются народу и испрашивают прощение. Выйдя из алтаря,  процессия духовенства следует не вдоль иконостаса,  а проходит  через  центр  храма  и  выстраивается  полукругом на омфалионе.  В руках у иеромонахов - ковчеги со святыми мощами, кресты с частицами Святого Животворящего Древа и т.  п. Единой формы поминовения на Великом входе не существует,  и  епископ, по  своему  усмотрению,  может  читать краткий или пространный диптих.

 

     По возгласе диакона "Возлюбим  друг  друга..."  хор  поет слова  молитвы,  которую  в  это  время  иерей  тайно читает в алтаре:  "Возлюблю  Тя,   Господи,   крепосте   моя;   Господь утверждение  мое и прибежище мое и избавитель мой".  Возможно, такой  обычай  является  отдаленным  напоминанием  о  практике гласного   чтения  тайных  молитв,  существовавшей  в  Древней Церкви.

 

     Символ веры,  как  и  молитва  Господня  "Отче  наш",  не поется,  а  читается.  На  Афоне  неизменно соблюдается обычай предоставления этого  почетного  права  одному  из  гостей,  а поскольку  почти  все  делегаты  от других монастырей облечены священным саном и участвуют в совершении литургии, Символ веры читает  обычно  один из представителей греческой администрации на Афоне: губернатор, вице-губернатор или начальник полиции.

 

     Одна из начальных фраз Евхаристического канона у  греков, в  том  числе  и  на  Афоне,  читается несколько иначе,  чем в славянской литургии,  а именно:  "Елей мира, жертву хваления". Архиепископ   Василий  (Кривошеий)  считает,  что  разночтение явилось результатом путаницы в греческих рукописях,  возникшей из-за  схожего  произношения  двух слов:  элеон (елей) и элеос (милость). Оригинальной, по его мнению, является первая форма, тогда  как  вторая  -  ошибка  или  сознательное  нововведение переписчика,       пожелавшего        здесь        "углубить", "спиритуализировать"   библейский  текст.  Еще  до  того,  как "углубленный"  вариант  перешел  в  славянскую  литургию,   он получил  широкое распространение в Византии.  Николай Кавасила (XIV в.) в своем "Толковании литургии", хотя и не цитирует это место,  но  из  его  парафраза  следует,  что он читает именно "милость",  а не "елей":  "Ибо мы предлагаем милость Тому, Кто сказал: милости хочу, а не жертвы... Но предлагаем мы и жертву хваления".  Однако  греки  остались   привержены  

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики