![]()
Пользовательского поиска
|
состоит еще и в
том, что у греков нет
обычая целовать край
Чаши после причащения.
В некоторых наиболее строгих
монастырях Святой Горы существует обычай
причащать не принимавших
участие в священнослужении иереев
и диаконов вне алтаря, как простых монахов. Обычай
этот недавний и
возник, повидимому, из стремления насельников
этих монастырей возродить некоторые литургические
порядки древних монашеских Общежитии.
Еще один интересный
обычай мне приходилось наблюдать в Ватопеде.
Здесь после
отверзения Царских врат братия падает
ниц, игумен в Царских вратах
вслух читает разрешительную молитву и обводят храм епитрахилью.
Эта практика, хотя
и редко теперь встречающаяся, - не нововведение, так как еще в типиконе 1870 года
Пантелеимоновского монастыря со ссылкой на
более ранний Дионисиатский
типикон говорится о подобном обычае, но не перед причащением, а
после отпуста часов до начала литургии.
Надо сказать, что греческая, в том
числе и афонская, практика не
знает крестного хода с
водосвятным молебном в конце
литургии, и этот
неотъемлемый атрибут любого престольного праздника
в России существует
только в Пантелеимоновском
монастыре.
Заамвонную молитву игумен читает
перед местным образом Спасителя. Хор
поет "Слава, и ныне" и
"Молитвами, Господи, всех
святых и Богородицы мир Твой подаждь нам и
помилуй нас, яко
един щедр". Во время пения этого
стиха екклисиархи вносят в
церковь большое блюдо
с коливом и
ставят его перед проскинитарием. Коливо
это, по замечанию В. Григоровича-Барского, по своему составу "есть самая
пшеница чистая, добре
уваренная и исцеженная от води, и с орехами толчеными
смешана". На его поверхности
разноцветной пудрой и орехами изображается икона
Богоматери или празднуемого святого, на
что у специальной артели монахов-колливадов уходит несколько
часов.
Архиерей и все духовенство выходят из алтаря, и, покадив коливо, архиерей читает молитву
"Вся совершивший словом Твоим, Господи" и благословляет коливо рукой. Первый хор поет "Буди имя
Господне благословено" и второй
- "Имя Господне
буди благословено", затем
первый хор начинает пение этого стиха снова,
а второй хор его оканчивает. Во время пения екклисиархи уносят коливо
в трапезу. Священнослужители возвращаются в алтарь, а архиерей встает на кафедру
и произносит возглас "Благословение Господне
и милость Его
на вас, Того Божественною благодатию
и человеколюбием всегда,
ныне и присно, и во веки веков". Хор поет:
"Аминь", архиерей: "Слава Тебе, Боже наш,
слава Тебе", хор: "Слава, и ныне", "Господа, помилуй"
(трижды) и "Владыко святый, благослови".
Архиерей, взяв в руки крест, с кафедры творит отпуст, который имеет несколько иное, чем в славянском служебнике завершение: "... и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец и милостивый Бог" и "Молитвами святых отец наших". На этот заключительный возглас архиерея игумен, став во Святых вратах, делает ему поклон и отвечает
![]() |