Пользовательского поиска
|
"Молитвами святаго
Владыки нашего". Хор начинает пение тропаря "Пресвятая Владычице, под покров Твой вей раби Твои прибегаем"
и полного многолетия
"Тон Деспотии ке Архиереа имон",
во время которого архиерей на все стороны
осеняет предстоящих крестом.
Если архиерея нет
и службу возглавляет игумен, ему также поется многолетие, но особое:
"Благословляющаго и освящающаго
нас, Господи,
сохрани на многая лета".
После многолетия архиерей трижды
произносит "Слава Тебе, Боже", и учиненный монах на правом клиросе
начинает чтение благодарственных молитв.
Братия по чину подходит к архиерею, который с кафедры дает в руки
каждому частицу антидора
со словами "Благословение Господне и милость Его
прииде на вас". Получив благословение и антидор,
братия отходит на
другую сторону храма,
берет часть благословенного хлеба и вкушает его, запивая вместо теплоты святой
водой, которая есть в каждом храме
и содержится в специальной фарфоровой чаше, по виду чемто напоминающей суповницу.
Для зачерпывания святой воды на
Афоне используют не
ковшики, как в
России, а обыкновенные
чашечки с ручками.
Окончив раздачу антидора,
архиерей проходит в алтарь и, став перед престолом, разоблачается с помощью двух диаконов. При
этом облачение складывается на престоле. Здесь же архиерей надевает мантию
и клобук и с жезлом в руках, предваряемый двумя
кандилаптами в мантиях и с подсвечниками,
следует через Царские
врата в трапезу.
Пред архиереем также в мантии и епитрахили
идет иеромонах с панагиаром,
в который вложена частица Богородичной просфоры. За епископом следуют игумен и братия по
двое. Шествие сопровождается пением
тропаря праздника и колокольным звоном. Кандилапты (или екклисиархи) проходят
через всю трапезу, раскачивая паникадила
со свечами, и
ставят подсвечники по бокам игуменского стола.
Поскольку праздничная
трапеза и связанный
с нею чин возвышения Панагии
воспринимаются святогорцами как
особое священнодействие
в
составе праздничного богослужения, необходимо
хотя бы вкратце сказать об устройстве
монастырских трапезных палат на Афоне и чине
трапезы. Все это обстоятельно описано
В. Григоровичем-Барским и (с
XVIII века) осталось почти без
изменений. "Суть же
трапезы в всех святогорских монастырях, - пишет Барский, -
подобние церквам, иконописанием и кандиламы, но не имуть внутрь храмов... якоже есть
обичай в монастырях российских". Вход
в трапезу расположен
против главного входа
в собор. "Создана
же трапеза от
камней крестообразна, такожде и покровенна, еяже покровь внутренный древян,
поверху же древянаго внешный, от дщиц тонких каменных, наподобие
черепиц, по общему обичаю Святогорскому.
Имеет же и ина два
врата менша, по бокам, и ест внутр вся по стенам иконописанна".
В глубине трапезы в
центре стоит полукруглый
стол игумена, а по
бокам вдоль стен расположены столы для братии. Барский
пишет, что за вторым
столом сидят проигумены,
за третьим -
седмичный иерей со священниками и клирошанами, за четвертым -
почетные старцы и за остальными
столами - иеродиаконы
и прочая братия и миряне.