Пользовательского поиска

"Молитвами святаго Владыки нашего". Хор начинает пение тропаря "Пресвятая Владычице,  под покров Твой вей раби Твои прибегаем" и полного многолетия "Тон Деспотии ке Архиереа имон",  во время которого архиерей на все  стороны  осеняет  предстоящих  крестом.  Если архиерея  нет  и  службу возглавляет игумен,  ему также поется многолетие,  но особое:  "Благословляющаго и освящающаго  нас, Господи, сохрани на многая лета".

 

     После многолетия  архиерей трижды произносит "Слава Тебе, Боже",  и учиненный монах на правом  клиросе  начинает  чтение благодарственных  молитв.  Братия по чину подходит к архиерею, который с кафедры дает в  руки  каждому  частицу  антидора  со словами  "Благословение Господне и милость Его прииде на вас". Получив благословение и  антидор,  братия  отходит  на  другую сторону  храма,  берет  часть  благословенного хлеба и вкушает его,  запивая вместо теплоты  святой  водой,  которая  есть  в каждом  храме  и содержится в специальной фарфоровой чаше,  по виду чемто напоминающей  суповницу.  Для  зачерпывания  святой воды   на  Афоне  используют  не  ковшики,  как  в  России,  а обыкновенные чашечки с ручками.

 

     Окончив раздачу антидора,  архиерей проходит в алтарь  и, став  перед престолом,  разоблачается с помощью двух диаконов. При этом облачение складывается на престоле. Здесь же архиерей надевает  мантию  и  клобук  и с жезлом в руках,  предваряемый двумя кандилаптами в мантиях и с подсвечниками,  следует через Царские  врата  в  трапезу.  Пред  архиереем  также в мантии и епитрахили идет иеромонах  с  панагиаром,  в  который  вложена частица  Богородичной просфоры.  За епископом следуют игумен и братия  по  двое.  Шествие   сопровождается   пением   тропаря праздника  и колокольным звоном.  Кандилапты (или екклисиархи) проходят через всю трапезу,  раскачивая паникадила со свечами, и ставят подсвечники по бокам игуменского стола.

 

     Поскольку праздничная  трапеза  и  связанный  с  нею  чин возвышения  Панагии  воспринимаются  святогорцами  как  особое священнодействие    в   составе   праздничного   богослужения, необходимо хотя бы вкратце сказать об устройстве  монастырских трапезных палат на Афоне и чине трапезы.  Все это обстоятельно описано В.  Григоровичем-Барским и    XVIII  века)  осталось почти  без  изменений.  "Суть  же  трапезы в всех святогорских монастырях, - пишет Барский, - подобние церквам, иконописанием и кандиламы,  но не имуть внутрь храмов... якоже есть обичай в монастырях  российских".  Вход  в  трапезу  расположен  против главного   входа  в  собор.  "Создана  же  трапеза  от  камней крестообразна,  такожде и покровенна,  еяже покровь внутренный древян, поверху же древянаго внешный, от дщиц тонких каменных, наподобие черепиц,  по общему обичаю Святогорскому. Имеет же и ина  два  врата  менша,  по  бокам,  и ест внутр вся по стенам иконописанна".

 

     В глубине  трапезы  в  центре  стоит   полукруглый   стол игумена,  а  по бокам вдоль стен расположены столы для братии. Барский пишет,  что за  вторым  столом  сидят  проигумены,  за третьим  -  седмичный иерей со священниками и клирошанами,  за четвертым  -  почетные  старцы  и  за  остальными  столами   - иеродиаконы и прочая братия и миряне.

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики