Пользовательского поиска

 

     По прочтении благодарственных молитв  первым  из  трапезы выходит епископ и встает справа от дверей,  подняв правую руку с именословно сложенными перстами. Слева от дверей трапезарь и повар,  "припадшы  ниц  до землы,  прощение от братий просят". Братия выходит по двое,  кланяется в дверях архиерею и следует в собор,  где служится краткая лития.  В конце ее игумен-гость обычно слагает с  себя  игуменские  регалии  и  возвращает  их настоятелю данной обители.

 

     Праздничная программа  была бы неполной без традиционного угощения в "синодике" сразу после окончания  литии.  Поскольку большинство  гостей  покидают к полудню празднующий монастырь, прощальное собрание в торжественных приемных покоях не  только позволяет  им  подкрепить силы перед дорогой чашечкой крепкого кофе,  но и отведать,  как  говорят  в  России,  "на  посошок" афонской ракии. Такие собрания являются для святогорцев чем-то вроде  клубных  встреч:  невзирая  на  усталость,   они   живо обсуждают прошедшее бдение,  пение клирошан, делятся новостями из афонской жизни.  Здесь же,  за угощением, принято принимать поздравления с праздником от представителей светских властей.

 

     К сожалению,   в  последнее  время  настоятели  некоторых монастырей  прямо  во  время   трапезы   предоставляют   слово губернатору  или другим чиновникам из греческой администрации. Такое нововведение оспаривает  большинство  афонитов,  которые справедливо полагают,  что трапеза - место по-своему священное и не предназначено для мирских приветствий.

 

     Проводы гостей и архиерея выглядят не  так  торжественно, как  встреча,  но  настоятель  с частью братии провожает их до самых ворот обители.  На прощанье в  некоторых  обителях  всем паломникам  дают  "благословение" - в фирменном конверте книги или открытки с видами монастыря,  изображениями икон и  других святынь.

 

     Еще одна  деталь,  характеризующая удивительное и истинно христианское гостеприимство афонских монахов. Многие монастыри не  успевают  закончить праздничное бдение до прихода корабля, который раз в день связывает Афонскую Гору с внешним миром.  В таких случаях обитель на свои средства нанимает судно и другой транспорт,  чтобы развести "празднолюбцев" по своим монастырям и  за  пределы  Афона.  К  полудню обитель как будто вымирает: братия  и  оставшиеся  паломники  отдыхают  после  бдения.  Но панагир  на  этом  не  кончается.  Второй  день  праздника  по традиции  посвящен  соборной  молитве  об   усопших   ктиторах монастыря  и  поэтому  именуется  "ктиторским".  Начинается он вседневной вечерней в соборе,  за которой к обычным  прошениям на  ектениях  добавляются  прошения  об  упокоении душ усопших создателей и благотворителей данной обители.

 

     После вечерни во внешнем  притворе  храма  игумен  и  все наличное   духовенство  совершают  так  называемую  ктиторскую панихиду.  Ее особенность состоит в том,  что в  самом  начале игумен  со  своей  мраморной  кафедры  раздает всем молящимся, начиная с иеромонахов,  по так называемой

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики