Пользовательского поиска
|
По прочтении благодарственных молитв
первым из трапезы выходит епископ и встает справа
от дверей, подняв правую руку с
именословно сложенными перстами. Слева от дверей трапезарь и повар, "припадшы ниц до
землы, прощение от братий просят". Братия
выходит по двое, кланяется в дверях
архиерею и следует
в собор, где
служится краткая лития. В конце ее
игумен-гость обычно
слагает с себя игуменские
регалии и возвращает
их настоятелю
данной обители.
Праздничная программа была бы
неполной без традиционного угощения в "синодике" сразу
после окончания литии. Поскольку большинство гостей
покидают к полудню празднующий монастырь, прощальное
собрание в торжественных приемных покоях не
только позволяет им
подкрепить силы перед дорогой чашечкой крепкого кофе, но и отведать, как
говорят в России,
"на посошок" афонской
ракии. Такие собрания являются для святогорцев чем-то вроде клубных
встреч: невзирая на
усталость, они живо обсуждают прошедшее бдение, пение клирошан, делятся новостями из
афонской жизни. Здесь же, за угощением, принято принимать поздравления
с праздником от представителей светских властей.
К сожалению, в последнее
время настоятели некоторых монастырей прямо
во время трапезы
предоставляют слово губернатору или другим чиновникам из греческой
администрации. Такое
нововведение оспаривает большинство афонитов,
которые справедливо
полагают, что трапеза - место по-своему
священное и
не предназначено для мирских приветствий.
Проводы гостей и архиерея выглядят не
так торжественно, как встреча,
но настоятель с частью братии провожает их до самых
ворот обители. На прощанье в некоторых
обителях всем паломникам дают
"благословение" - в фирменном конверте книги или
открытки с видами монастыря,
изображениями икон и других святынь.
Еще одна деталь, характеризующая удивительное и истинно христианское
гостеприимство афонских монахов. Многие монастыри не успевают
закончить праздничное бдение до прихода корабля, который
раз в день связывает Афонскую Гору с внешним миром. В таких случаях обитель на свои
средства нанимает судно и другой транспорт, чтобы развести "празднолюбцев" по
своим монастырям
и за пределы
Афона. К полудню обитель как будто вымирает: братия и
оставшиеся паломники отдыхают
после бдения. Но панагир на
этом не кончается.
Второй день праздника
по традиции посвящен
соборной молитве об
усопших ктиторах монастыря и
поэтому именуется "ктиторским". Начинается он вседневной
вечерней в соборе, за которой к
обычным прошениям на ектениях
добавляются прошения об
упокоении душ усопших создателей и благотворителей данной
обители.
После вечерни во внешнем притворе храма игумен и все наличное духовенство совершают так называемую ктиторскую панихиду. Ее особенность состоит в том, что в самом начале игумен со своей мраморной кафедры раздает всем молящимся, начиная с иеромонахов, по так называемой