Пользовательского поиска
|
красными, ореэ.
По сторонам красных врат на стене изображаются Христос и
Богоматерь, как и в иконостасе. Входят в храм
обычно боковыми вратами,
а не красными,
которые открываются только во
время праздничных богослужений.
По сторонам внутреннего притвора и за колоннами также
находятся стасидии. Игумен стоит
в стасидии за правой колонной, рядом с красными
вратами, во время
чтения часов, повечерия
и полунощницы, а в
стасидии за правой колонной возле выходной двери - во время литии.
Над внутренним притвором в
некоторых храмах устроены катихумены, или хоры,
с большими окнами, обращенными
внутрь храма.
Почти все соборы на
Святой Горе кроме
внутреннего притвора имеют еще внешний притвор - эксонарфикс, по размерам значительно меньший первого и
отделенный от него капитальной стеной. Во внешний притвор можно войти с паперти
через дверь, находящуюся посередине, но
часто имеются и две боковые двери. Во
внешнем притворе, справа от входа в храм, стоит больших размеров мраморная
стасидия, в которой игумен садится
после ктиторских панихид и
панихид в пяток вечера перед Мясопустной и Троицкой субботами. За этой
стасидией по обеим
сторонам входной двери тянутся скамьи,
на которых в этих случаях сидит братия
монастыря. Певчие размещаются
в стасидиях на противоположной стороне.
Все афонские монастыри придерживаются византийского отсчета времени,
согласно которому день начинается
с захода солнца. Каждую субботу, когда заходит солнце, главные
часы монастыря
устанавливаются на отметке
"12". Исключение
составляет Иверский монастырь, где
отсчет времени ведется от восхода солнца,
как было у
древних христиан. Вседневный суточный круг богослужений
начинается в 9 часов
вечера (по европейскому времени
6 часов вечера)
вечерней, которой предшествует
9-й час со своим отпустом. По
отпусте вечерни бывает "исхождение" -
эксодиастикон, когда братия с
пением мертвенных тропарей ("Со духи праведных скончавшихся" и так
далее) исходит в литийный притвор - место обычного захоронения ктиторов - и совершает
краткую заупокойную литию.
Затем следует трапеза (если
она положена по уставу) и сразу после нее - повечерие. Как и 9-й час, оно совершается в
литийном притворе. Завеса, отделяющая притвор от главной части храма,
задернута. Канон на повечерии поется, а
не читается. По этому поводу Григорович-Барский замечает: "Каноны нигдеже вне чтут, но всегда
поют, и на утрени и на повечернице...
Еще же поют и троична, по неделям,
с приглашением "Слава Тебе,
Боже наш, слава Тебе" сицевым способом: 1-ю и 3-ю песнь зело низким
и тихим гласом, яко
едва слышатися, 4-ю, 5-ю и 6-ю,
- мало вышным, от 7-й же еще
вышным, даже до
окончания канона. Последи же
точию два поют троична: "Достойно есть славити Тя`, Троице Святая, воспоем
вей боголепно", также
"Из мертвых видевши Твоего
Сына" и "Достойно есть,
яко воистинну" и прочая, до
конца утрени", к которой присоединяется 1-й час, со своим отпустом.
По Ксенофскому типикону, в притворе "творит чредной иерей поклон игумену и диаваст (чтец), благословившись, читает повечерие, когда же прочтет "Верую", отходит канонарх на средину и канонаршит обычный