![]()
Пользовательского поиска
|
канон Октоиха Божией Матери, и поем медленно и благоговейно и по окончании
его читаем икосы Богородицы медленно и с чувством. По исполнении же их диаваст продолжает чтение
повечерия".
Повечерие оканчивается
Чином Прощения, который совершается следующим образом: иерей по отпусте делает поклон стоящему на
середине храма игумену, затем
братия подходит к игумену, кланяется ему
до земли и берет благословение. Перед
этим братия по кругу обходит литийный притвор и прикладывается ко всем иконам, начиная с образов Христа
и Богоматери. Во время
этого трогательного чина поется стихира праздника или
святого, которому посвящен монастырь (в
Ватопеде - "Красоты девства Твоего").
В некоторых монастырях, например,
Ватопеде, канон на повечерии
из Октоиха поется
на вечерне после
стихир на стиховне, а во время повечерия совершается
чтение акафиста "Взбранной
Воеводе" перед чудотворной иконой Божией Матери. Во всех обителях, кроме Русской, во время повечерия или
сразу после него виматарий (обычно - иеромонах) выносит из алтаря на
середину храма святые мощи, имеющиеся в
монастыре. Паломники слушают рассказ
о монастыре и
его святынях, после
чего кланяются святым мощам, которые
затем уносятся обратно
в алтарь.
В Русском Пантелеимоновском монастыре
сразу после повечерия совершается общая исповедь, после которой духовник исповедует братию и
паломников.
Утреннее богослужение в будни
начинается в 7 часов (по европейскому времени 4 часа утра) полунощницей. Затем следуют утреня, 1-й,
3-й и 6-й
часы и литургия.
Почти во всех монастырях на
Святой Горе ежедневно
поется молебный канон Божией
Матери. Это пение
совершается непосредственно перед дневной трапезой, но в некоторых обителях
ради удобства - сразу же после литургии.
1-го числа
каждого месяца во всех монастырях
совершается чин малого освящения воды.
Одной из богослужебных особенностей афонских монастырей является то, что в будние дни все последования, кроме литургии, совершаются в кафоликоне. Литургию же служат одновременно в нескольких небольших храмах-параклисах, которых в каждом монастыре насчитывается от 10 до 30. Такой обычай возник в древности, когда в монастырях устраивалось большое количество приделов для ежедневного служения заздравных и заупокойных литургий. Исключение составляют Ватопед и Русский монастырь. В первом литургия служится в кафоликоне каждый четверг, в память о чудесном избавлении Божией Матерью Ватопеда от нападения пиратов. В Русском монастыре литургия совершается каждую неделю в Пантелеимоновском соборе или в Покровском храме (параклисе) попеременно. Вероятно, этот обычай связан с тем, что в середине прошлого века, когда в Пантелеимоновском монастыре братия состояла из греков и русских, греки, составлявшие в это время большинство, не позволяли русским монахам
![]() |