Пользовательского поиска

совершать в соборе  богослужение  на славянском  языке.  Тогда  на  собранные в России средства над братским  корпусом  был  построен   храм   Покрова   Пресвятой Богородицы,   внешним   и  внутренним  видом  почти  ничем  не отличающийся от  русских  церквей  XIX  века.  В  этом  храме, который  назывался  вторым собором,  русские монахи служили до 80-х годов  прошлого  века,  когда  к  ним  полностью  перешло управление монастырем.  В параклисах (а их в Русском монастыре более 30) богослужение совершается крайне  редко,  практически раз  в  году,  на  престольный праздник (в Успенском параклисе кроме литургии совершаются все последования от  предпразднства до   отдания   праздника  Успения).  Только  в  церкви  святых апостолов  Петра  и   Павла,   устроенной   при   монастырской усыпальнице, каждую субботу совершается литургия и панихида по усопшим.

 

     Практика такого редкого совершения литургий в параклисах, безусловно,   недавняя   и   вызвана    в    первую    очередь немногочисленностью братии Пантелеимоновского монастыря.  Этим же объясняется и то,  что,  если бдение на воскресные  дни  не совпадает с великим праздником,  а также памятью храмового или чтимого святого,  оно  заменяется  здесь  отдельным  служением великой вечерни и полиелейной утрени, согласно типикону. Стоит также отметить,  что,  поскольку почти все насельники Русского монастыря,  включая игумена, являются пострижениками различных монастырей России, рукописный Пантелеимоновский типикон в этой обители  ныне не употребляется,  а богослужение совершается по типикону,  изданному  Московской  Патриархией,  с  сохранением некоторых общеафонских богослужебных особенностей.

 

     Другим типом богослужения  на  Афоне  является  всенощное бдение, агрипния. На необходимость его совершения в воскресные дни,  великие и храмовые праздники,  а также дни памяти чтимых святых указывают все афонские типиконы.  Бдения на Афоне по их торжественности, а значит, и продолжительности, разделяются на три  вида.  Вот  что говорится об этом в "Письмах святогорца": "Вы восхищаетесь нашими бдениями...  а вместе с тем желаете  и знать,  каким  образом  всенощную  можно  продлить до 14 часов сряду?  Надобно сказать,  что подобные бдения очень редки, и в круглый год может быть одно,  два или много - три... Здесь три разряда бдений:  первое - торжественное праздничное  в  полном смысле;  второе - на дванадесятые праздники, продолжающееся до 12  часов  ночи;  а  третье  -  воскресное  обыкновенное,   не восходящее  свыше  10  часов.  К  последнему  относятся  и дни великих святых".  Далее мы  будем  говорить  только  о  бдении первого типа.

 

     Праздники, в которые совершаются эти  бдения,  у  русских святогорцев  называются  "панагир"  или  "пани гирь" (от греч. "панегирис" - торжество).  Этот термин  обозначает  не  только всенощное бдение,  но и всю совокупность обрядов и традиций, в том  числе  богослужебных,  связанных  с  данным   праздником. "Всякий панигирь того или иного из 20 кириархических (главных, господствующих) монастырей на Святой  Афонской  Горе  является праздником  не только данной обители,  - пишет по этому поводу профессор А.  А. 

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики