Пользовательского поиска
|
ВВЕДЕНИЕ
Аггадический
мидраш - один из самых интересных разделов еврейской литературы, восходящий к
драшот (проповедям), которые произносились в местах собраний, в первую очередь,
в Эрец-Исраэль.
Большинство
аггадот связано с Танахом, Б-гом и человеком (как индивидуальностью и как
частью общества). Многие аггадот посвящены библейским персонажам, их поступкам
и эмоциям, их чаяниям и судьбам. В
большинстве случаев, библейский сюжет служит основой, от которой отталкивается
аггада, и связывает читателя (или
слушателя) с эпохой, в которую жил автора мидраша. Таким образом, аггадический
мидраш отражает проблемы еврейского народа и мудрецов вплоть до конца эпохи
Второго Храма и во времена Мишны и Талмуда.
Читая
и изучая аггадот, мы постигаем оригинальную творческую еврейскую мысль того
времени, а также находим в них параллели с фольклором других народов.
1.
ТЕРМИН «АГГАДА»
1.1.
Этимология слова
Слово
аггада ()
- арамейский эквивалент ивритского слова которое
происходит от глагола
(«сказать»), как в (Пасхальная
hаггада), книге, в которой рассказывается об исходе из Египта. По мнению
Бахера, ученого конца XIX столетия, «этимон слова аггада ()
- выражение ()
(«сказано в написанном»), которым часто открывается аггадическое повествование»
/5/.
Ряд
исследователей указывает на связь слова аггада
с корнем
значение которого «связывать», «объединять» (на иврите агуда - общество, союз, пучок, связка). Аггаду в таком случае надо
понимать как коллекцию, собрание различных историй.
Существует также мнение, что рассматриваемый термин происходит от арамейской основы н-г-д («тянуть», «притягивать») - в том смысле, что аггадическая литература «притягивает», «влечет» душу человека. Однако А.