Пользовательского поиска
|
Кроме
того, существует широкий пласт литературы еврейского фольклора, которая не
имеет связи с библейской историей или известными личностями постбиблейского
периода. В таком фольклоре может рассказываться об ангелах или демонах, а также
о причудливых обычаях, распространенных в некоторых еврейских общинах.
Существуют также философские и теологические учения, которые входят в понятие
аггады. Иногда эти учения четко выделяются и нет никакой сложности в их
идентификации. Это особенно относится к области этической философии, как в
случае талмудического раздела
(Пиркей Авот). Здесь содержатся несколько
учений, касающихся воззрений на Б-га, Человека, Тору и Израиль,
изложенных в общедоступной форме. Но очень часто эти философские или этические
учения должны выводиться из историй, рассказанных рабби. Эти истории передаются
без авторского заключения. Тем не менее, они достаточно интересны, содержат
мораль и могут служить прекрасными образцами хорошего повествования.
Существует
также аггадические повествования, которые основаны на комментариях к
библейскому тексту: «Повествование о сотворении мира начинается с буквы бет (),
имеющей начертание, открытое только с одной, передней стороны. Этим
предуказано, что только то, что последовало после божественного
миростроительства, может быть доступно человеческому разумению» (Берешит -
Раба, 1) /1/. В данной аггаде мы можем видеть, как причудливое толкование рабби
значения одной буквы открывает важный спор в еврейской теологии о загадках
жизни и смерти.
В
соответствии с нашим широким определением аггады как полного спектра
незаконодательной раввинистической литературы, аггада и ее развитие
соприкасаются со всей еврейской историей, древней и современной. Но по сути,
классическая Аггада ограничена раввинистическими учениями, обнаруженными в двух
основных источниках: Талмуде и мидрашах.
2.
АГГАДА И ГАЛАХА
Мидраши Аггада и Галаха - два метода изучения Торы. Мидрашами также называются сборники, содержащие результаты ее изучения этими методами. Первый метод, мидраш Галаха, состоял в следующем: мудрецы толковали написанное в Торе, приводя при этом различные законы, передаваемые устной