![]()
Пользовательского поиска
|
необходимости
ссылки на источник информации, тогда как в Галахе оно было обязательным. Также
в Галахе мы никогда не найдем, чтобы кто-нибудь открыто выступил против мнения
мудрецов более ранней эпохи. В Аггаде же мудрецы более поздних веков, не
колеблясь, выступают против своих предшественников. Более того, в аггадической
традиции позволялось противоречить не только другим, но и самому себе: с
течением времени человек мог изменить мнение по какому-либо вопросу и никому не
приходило в голову обвинять его в этом. Если бы подобное произошло в сфере
Галахи, от мудреца потребовали бы объяснить такую непоследовательность. Аггада
же, как правило, не чувствует нужды в сглаживании противоречий и, передав
противоположное мнение в том виде, в каком они были высказаны, она переходит к
следующей теме. В Аггаде не возникало необходимости выносить однозначные,
обязательные для всех решения. Здесь вполне могут сосуществовать рядом
противоположные точки зрения, чего, разумеется, не может случиться в Галахе,
которая по самой своей природе не терпит неясностей и противоречий.
И
еще одно немаловажное различие. Занятия Галахой были, в основном, уделом узкого
круга мудрецов, которые обсуждали запутанные вопросы религиозного
законодательства, часть из которых имела чисто академический, оторванный от
реальности характер. Аггада, напротив, предназначалась не только для
«профессионалов», но и для обычных людей.
И,
наконец, о стилистических различиях, о которых так хорошо сказал Бялик:
«…Галаха характеризуется своей прозаической сухостью. Сжатым и устойчивым
стилем, тусклым языком, - господством разума, Аггада же - поэтическим ароматом,
стремительным и подвижным стилем, многоцветным языком - сферой
непосредственного чувства» /1/. Отмеченные особенности стиля отражают
принципиальное различие между двумя этими мирами: если Галаха исполнена
серьезности - ведь здесь решаются вопросы закона, нередко вопросы жизни и
смерти, то в Аггаде непременно присутствует элемент игры, допускаются
ироническая улыбка и легкость. Совершенно естественно поэтому, что Галаха и
Аггада пользуются различными языковыми средствами.
3.
АГГАДА В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
3.1.
Драшот
![]() |