Пользовательского поиска
|
Аггада,
как уже было сказано выше, восходит своими корнями к драшот (проповедям, которые читались в местах собраний). Вообще,
обращения мудрецов к народу - древний обычай, занявший важное место в еврейской
истории, более древний, чем многие документы, в которых он упоминается.
Большинство проповедей не сохранились в оригинальной форме. Те, кто произносили
эти проповеди (даршаним) и те, кто впоследствии их редактировали, изменяли
тексты, сокращали их, а иногда добавляли свой собственный материал. Проповедь Рава
Танхумы (проповедника из города Наава, жившего в конце IV века), записанная в
Вавилонском Талмуде (Трактат Шаббат, 30) , - вероятно, единственная из драшот,
дошедшая до нас в своем первоначальном виде. В ней рассказывается о том, как
однажды кто-то спросил р. Танхуму, разрешается ли погасить свет в шаббат, чтобы
обеспечить больному человеку сон и отдых. Этот вопрос не является сложным,
поскольку в Мишне есть разъяснения на этот счет, но Рав Танхума не ограничился
простым лаконичным ответом, а прочитал красивую
и интересную проповедь, изобилующую выдержками из Торы, аллегорическими
сравнениями и риторическими приемами.
Другие
драшот, которые можно встретить в аггадических мидрашах, подвергались
исправлению и редакции. По всей видимости, эти драшот в оригинале были длиннее
и полнее по содержанию, но сейчас почти невозможно восстановить их
первоначальный вариант.
3.2.
Аггада в Эрец-Исраэль и Вавилонии
Традиционная аггада была создана, в основном, в Эрец-Исраэль, а не в Вавилонии, хотя такое мнение достаточно распространено. «Истоки подобного заблуждения относятся к эпохе средневековья, когда Вавилонский Талмуд стал самым читаемым и повсеместно изучаемым произведением практически во всех общинах рассеянного по свету народа Израиля. Талмуд превратился в главную книгу, оттеснив мидраши как галахические, так и аггадические. Вавилонский Талмуд оказался по существу единственным источником, откуда еврей мог черпать сведения о высказываниях мудрецов I - VIII вв. н.э. В результате и возникла иллюзия, будто большая часть традиционной аггады заключена в Вавилонском Талмуде» /3/. Авторство большинства аггадических текстов принадлежит таннаям (раввины из Эрец-Исраэль, жившие между эпохой Гиллеля и завершением Мишны при рабби Иегуде hа-Наси - около 220 г. н.э.) и палестинским амораям, и лишь небольшая часть - амораям вавилонским