![]()
Пользовательского поиска
|
(амораями
называют знатоков Торы, живших в Вавилоне и Палестине уже после создания
Мишны). Большая часть аггадического материала Вавилонского Талмуда на самом
деле происходит из Эрец-Исраэль. Это видно и по языку, и по содержанию, и по
именам мудрецов, от лица которых идет повествование. «Свидетельство о
«первородстве» палестинской аггадической традиции содержится в самом
Вавилонском Талмуде. Евреи, странствующие в ту пору между двумя главными
центрами учености, переносили идеи знатоков Торы из Эрец-Исраэль на берега
Евфрата и обратно. Впоследствии это и послужило основой для своего рода
оптического обмана: стало казаться, что главным аггадическим произведением
является Вавилонский Талмуд» /3/.
Стоит
отметить, что к аггадическим текстам в
Вавилонии подходили иначе, чем в Эрец-Исраэль. Только в Вавилонском Талмуде
можно встретить попытки найти компромисс между разными, противоречащими друг
другу высказываниями Аггады, то есть «попытки галахической гармонизации
несовместимого» /3/. Только в Вавилонии стремились рационально осмыслить
аггадические тексты и найти для возникающих при этом проблем рациональное же
решение, используя идеи Аггады для чисто галахических нужд. Для вавилонских
мудрецов интерес представляла, прежде всего, Галаха: даже если кто-то из них
обращался к Аггаде, то смотрел на нее сквозь призму Галахи и пользовался при
анализе текста привычным галахическим аппаратом.
Берешит
Раба - самый древний из дошедших до нас аггадических мидрашей. Он был
создан в Эрец-Исраэль в IV - V веках н.э. Язык, на котором он написан, -
арамейский. В эту же эпоху был создан Ваикра
Раба (V -VI века), а также Шмот Раба,
Дварим Раба и Бамидбар Раба. Все
эти пять Мидрашей входят в Мидраш Раба.
3.3.
Аггадическая литература средневековья
В средние века еврейское литературное творчество воплотилось в различных формах. Пиют (поэтические тексты, призванные украсить общественную молитву, а также проведение таких обрядов как обрезание или свадебная церемония) и поэзия, Галаха и философия, исследования по еврейской истории и языку, рассказ и притча, комментарии к Библии и собрания древних мидрашей - все они были отдельными литературными жанрами. В это же время мидраш в его традиционной форме отошел на второй план, и те мидраши,
![]() |