Пользовательского поиска

11 февраля - Велесов день

 Вчера мы с вами отмечали день домового, который считался одним из воинов Велеса, а сегодня празднуем день самого вершителя судеб коров, лошадей, кур, пьяных мужиков и прочей скотины.

 

 Велесов день — середина зимы. Вся природа все еще пребывает в ледяном сне. И только одинокий Велес по фамилии Коровин, наигрывая на своей волшебной дудочке, ходит-бродит по лесам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но никак не может одолеть.

 

 Поселяне в этот день кропят домашний скот водой, приговаривая:

 «Велес, скотий бог!

 Дай счастья на гладких телушек,

 На толстых бычков,

 Чтоб со двора шли — играли,

 А с поля шли — скакали».

 

 «Гладкие телушки», «толстые бычки» – ну, прямо какой-то кастинг для сериала про российские 90-е.

 

 Молодые женщины в этот день пьют крепкий мед… или «Ягуар», тоже крепкий, чтобы «коровы были ласковы» - отличный отмазон, правда? «Девушки, а что это вы бухаете в пятницу с утра пораньше? – А мы бухаем, чтобы коровы были ласковы».

 

 Еще одна прекрасная и удивительная традиция сегодняшнего праздника, друзья: сразу после бухалова пьяные женщины по старой доброй традиции били своих мужей доской для прядения льна; не тем, что под руку попадет, а именно доской для прядения льна, причем и здесь объяснение тоже железобетонное: чтобы «волы были послушные». Короче, Велесов день – настоящая беда для простого русского мужика.

 

 После этого женщины совершают обряд опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого выбирается повещалка - видимо, самая пьяная из всех женщин - которая повещает по всем домам: «Пора унять лихость коровью!» Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит эта самая повещалка, спотыкаясь. Затем повещалка приказывает мужскому полу «не выходить из избы ради беды великия. Это самое, как пришибу разок скалкою – только искры из глаз!» - вежливо предупреждала повещалка обезумевших от страха русских мужиков.

 

 И тут начинается вообще нереальный деревенский Армагеддон. Повещалка с воплем — «Ай! Ай!» — бьет в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелами, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть».

 

 Повещалке надевают хомут – ну, потому, что уже хватит издеваться, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами трижды, опахивают селение «межеводной» бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами… как-то вот простенько и очень эротично, не правда ли, друзья? То есть такая ролевая игра настоящих русских деревенских амазонок.

 

 И горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек. Встретившегося бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается «коровья смерть». Ну, это уже на третьей стадии алкогольного опьянения, когда начинаются галлюцинации. Поэтому главная скотина этого праздника все-таки, наверное, не корова, а «белка». В стародавние времена попавшихся навстречу забивали насмерть.

 

 По окончании шествия происходил обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся:«Велес, сшиби рог с зимы!», ряженый, одетый Велесом – это бычья морда, шкура и копье, сшибает «рог с Марены». Затем начинается пир, на котором запрещалось вкушать говядину, зато разрешалось бухать и любить соседей прямо за столом, или на столе, или под столом – что чаще, конечно.

 

События

 Как вы знаете, в Россию табак был завезен еще при Иване Грозном, во второй половине 16 века. Он довольно быстро набрал популярность. Но табак был таким дорогим, что многие попадали в долговую кабалу, а общий отток средств за границу был весьма ощутимым. Кстати, уже тогда было отмечено, что неумеренное потребление табака приводит к тяжелым отравлениям.

 

 Всё это побудило власти и церковь начать настоящую борьбу с курением. Продажа табака в России с 1634 года была строжайше запрещена. Не разрешалось употреблять и даже хранить табак в доме. То есть табак был – примерно, как сейчас марихуана: многие курят, но официально запрещено почему-то.

 

 Нарушение запрета каралось смертной казнью и конфискацией имущества. Покурил прямо на эшафоте – и все, и голова с плеч. А в 1649 году за нюхание табака резали носы, вспарывали ноздри и ссылали на поселение – такая была веселуха. Нюхание табака считалось не меньшим грехом, чем убийство сына или дочери. Т.е. парадокс: ради спасения здоровья граждан наши предки могли, в общем-то, и «загасить». Куришь – сдохнешь, но не через 30 лет, а прямо сейчас.

 

 Таким безумствам пришел конец, и 11 февраля 1697 г. Пётр I издал именной указ о разрешении продажи табака: «Продавать оный явно в светлицах при кабаках».

 

 Я вот подумал, друзья: почем бы нашим властям по примеру реформатора Петра I не легализовать, вот с понедельника уже буквально, траву по всей территории Российской федерации. Это, кстати, был бы вполне программный шаг в русле модернизации, объявленной Медведевым. А с алкоголем – построже, бутылка водки – минимум 500 рублей, потому что, как еще говаривал знаменитый генералиссимус Суворов, синька – чмо, трава – молодец.

Персоны

 11 февраля в разные годы родились: американский изобретатель лампочки, электросчетчика и еще множества всякой интересной фигни, а также слова «алло» Томас Эдисон, русский писатель Виталий Бианки, известен его рассказ «Лес Бианки» про диких красивых женщин; сегодня появилась на свет советская актриса Любовь Орлова, также сегодня родился самый богатый в мире писатель американец Сидни Шелдон и вокалист группы Linkin Park Майк Шинода.

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Новости спорта, олимпиада 2014