Пользовательского поиска

10 февраля - День домового

 Сегодняшний старинный русский праздник называется кудесы или День домового. Но не стоит путать домового с мужем, который выпивает тайком весь коньяк в домашнем баре, а на вопрос жены пеняет на домовёнка...

 

 Сегодняшний старинный русский праздник называется «кудесы» или День домового. Но не стоит путать домового с мужем, который выпивает тайком весь коньяк в домашнем баре, а на вопрос жены пеняет на домовёнка. Иногда именно рассказы мужа-пьяницы о встречах с домовёнком являются основанием для госпитализации в наркологию.

 

 Кудесы - день угощения домового. Домовой - запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Название праздника - кудесы - это бубны по-русски, по-древнерусски, указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой: «Дедушка-суседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!»

 

 Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага он превращается в достаточно раздражительного, а порой и лютого духа.

 

 После ужина хозяева оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать. Сейчас все то же самое можно спрятать за микроволновкой, а без пяти минут полночь можно в этой самой микроволновке и разогреть нехитрое угощение для вашего домового.

 

 Русские язычники считали, что домовой – это один из воинов Велеса, покровителя скотоводства и вообще сельского хозяйства. Поэтому сегодня почитается как сам Велес, так и его воинство. Некоторые его воины остались на небесах вместе с ним, а есть и те, кто сошли с небес на землю и поселились между людьми. Это древние богатыри, а также духи лесов, вод, полей и гор. Те их них, кто попал в лес, стали, соответственно, лешими, кто в воду — водяными, кто в поле — полевыми, а кто в дом — домовыми.

 

 Домовой — дух добрый. Обычно он — рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда, конечно, вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Кормят и приговаривают:

 «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!

 И ешь пироги — наш дом береги!»

 

 

 В условиях современной российской действительности с такими речами обычно, как вы знаете, обращаются бабушки к деревенским милиционерам, ну, а на Рублевке суеверные хозяйки роскошных усадеб таким образом разговаривают с домофоном: ««Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги — наш дом береги!» - говорят они, пока никого нет рядом.

События

 Для разглаживания одежды в древности использовались слегка обработанные нагретые булыжники. До появления утюга ткань разглаживали также сковородкой, нагретой на горячих углях, или рубелем – приспособлением из рифленой деревянной доски и скалки. Вещь, которую необходимо было погладить, просто наматывали на скалку и катали по ней доску.

 

 Первое упоминание об утюге найдено в книге расходов царского двора. Запись датирована как раз сегодняшним днем,10 февраля, 1636 года. Упомянутый и описанный утюг стоимостью 5 алтын принадлежал к самому простому нагревательному типу. Весил около 10 килограммов и был монолитным. Просто кусок железа.

 

 В 18 веке пользовались духовыми утюгами, у которых откидывалась крышка для загрузки угля, для раздувания углей нужно было периодически дуть в боковые отверстия на утюге.

 

 Были и спиртовые утюги, напоминающие керосиновую лампу. Но в России спиртовые утюги по понятным причинам не прижились. Бывало, в праздничный день идешь мимо соседского дома, а оттуда доносятся дикие крики и жуткий металлический лязг. Думаешь, ну, все, убивают кого-то. Заглядываешь – ничего подобного – сосед с друзьями обмывают покупку коровы. Мужики сидят за столом и весело, шумно чокаются спиртовыми утюгами.

Персоны

 10 февраля в разные годы родились: поэт Борис Пастернак, исполнитель роли грузина Мусаиба в фильме «Свинарка и пастух», актер - долгожитель Владимир Зельдин, писатель Аркадий Вайнер, физик Мстислав Келдыш, про которого есть анекдот – не помню, рассказывал или нет.

 На всякий случай: 50-е годы, в Москве проходит съезд животноводов, ну, то есть ситуация прямо как в фильме «Свинарка и пастух». Идет очередное заседание, в зале помимо прочих сидят комбайнер и его новая знакомая, рязанская доярка. Комбайнеру очень нравится доярка и, конечно, он хочет перед ней пофорсить, повыпендриваться, типа, он здесь свой человек, всех знает. И в какой-то момент поворачивается к ней совершенно неожиданно и жарко так шепчет ей на ухо: «Дашка…Дашка, а хочешь, я тебе Келдыша покажу?»

 А еще сегодня родился знаменитый советский композитор Матвей Блантер, с песнями которого солдаты шли в атаку.

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Новости спорта, олимпиада 2014