Пользовательского поиска
|
На территории Украины
пятидесятничество проникло благодаря усилиям многочисленных американских и
европейских религиозных миссионерских центров.
Наиболее интенсивная экспансия
пятидесятничества наблюдалась в начале 20-х годов на юге нашей республики. Этот
так называемый южный путь (через Одессу) был "открыт" в 1921 г. И.
Воронаевым и В. Колтовичем — эмиссарами наиболее крупной в то время
американской пятидесятнической организации "Ассамблеи бога". В
результате здесь распространились общества ХЕВ.
В начале 20-х годов на территории
Западной Украины, Западной Белоруссии, Литвы и Латвии появляются общины
шмидтовцев. Деятельность шмидтовцев до 1939 г. направлялась филиалом русско-восточноевропейской
миссии "Ассамблеи бога", который был создан в 1924 г. в Данцейе
(Гданьске). Во главе филиала стоял суперинтендант Г. Шмидт.
В середине 20-х годов в северных
областях Украины появляются малочисленные объединения евангельских христиан в
духе апостолов, мигрировавшие из Ленинграда, Пскова, Москвы. Эти объединения
порвали со своим руководителем И. Смородиным, с именем которого связано
зарождение данного пятидесятнического течения — самого раннего из всех
существующих сегодня в нашей стране. Основная часть смородинцев вместе со своим
руководителем перебазировалось тогда же на территорию Западной Украины и
Западной Белоруссии, которые по Рижскому договору 1921 г. отошли к буржуазно-помещичьей
Польше.
Несмотря на значительное число
конкурирующих пятидесятнических течений и групп, Союзу собраний ХВЕ к середине
30-годов удалось почти полностью подчинить их своему влиянию.
4.15.2. Современное
состояние пятидесятничества
В настоящее время на территории
республики наиболее многочисленным течением остается воронаевское, второе по
числу своих приверженцев занимают шмидтовцы, затем идут евангельские христиане,
в духе апостолов, субботствующие пятидесятники и пятидесятники-сионисты.
Основой вероучения пятидесятников является миф о "сошествии святого духа" на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христа, вследствие чего они получили "дар пророчествования" — "говорения на иноязыках". Если для баптистов после принятия водного крещения "дух святой" постоянно пребывает в иных, то для пятидесятников он является личностью, которая вселяет в