Пользовательского поиска
|
политических форм, какие принял вообще
культ святых в католицизме. Протестантизм отказался и от ряда других элементов
культа поклонения мощам, реликвиям, кресту, статуям и иконам. Отказ от
поклонения видимым изображениям базировался в догматическом отношении на
ветхозаветном Пятикнижии, рассматривающем такое почитание как идолопоклонство.
Среди разных ответвлений
протестантизма не было единства в некоторых вопросах, связанных с культом,
внешней обстановкой церквей и т. д. Лютеране, например, сохранили в своих
церквах распятие, алтарь, свечи, органную музыку; кальвинисты же от всего этого
отказались.
Месса была отвергнута протестантами
почти всех направлений. Богослужение стало вестись ими на национальных языках;
оно состояло из проповеди, пения молитвенных гимнов и чтения тех или иных глав
Библии, преимущественно Нового завета.
Наиболее важные обряды, считавшиеся в
католицизме ядром богослужения таинства, подверглись в протестантизме
решительному пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств лишь два — крещение
и причащение, кальвинизм — одно лишь крещение. При этом трактовка таинства как
обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме приглушена.
Лютеранство сохранило некоторый элемент чудесного в истолковании причащения.
Оно заняло среднюю позицию между католицизмом, с одной стороны, и
цвинглианством и кальвинизмом — с другой, в решении вопроса о том, происходит
ли при совершении обряда чудо превращения хлеба и вина в плоть и кровь
Спасителя. Что касается крещения, то протестантизм не принял позицию
анабаптистов, оставив в силе крещение младенцев. В виде компромисса он ввел
"второе крещение" — конфискацию подростков.
Особое значение имел отказ
протестантизма от таинства священства.
Протестантизм отверг деление общества
на духовенство и мирян. Учение о том, что любой человек может непосредственно
общаться с Богом, давало основание к утверждению "всеобщего священства".
Все эти принципы были направлены
против могущественного аппарата католической церкви.
Протестантизм переносит центр тяжести
религиозной жизни с церкви на отдельную личность.
Протестантизм с самого начала разбился
на целый ряд течений, церквей, толков и до сих пор на его почве продолжается
отделение сект.