Пользовательского поиска

момент мы становимся свидетелями того, как история, пройдя определенный этап, переходит на очередной виток на своем пути по спирали.

Казалось бы, прошла всего тысяча лет, а Россия уже готова вновь принять христианство. Хотя, на мой взгляд, дело не в возвращении религии как таковой, а в той атмосфере серьезных перемен, воцарившейся в нашей стране. Всякое явление, как бы оно ни было громко, как бы ни изменяло народный строй и образ мыслей, является результатом предшествовавшего развития народной жизни.

В нашей исторической литературе преобладает два различных взгляда на начало нашей истории. Один из них изложен в критическом исследовании древнерусских летописей, составленном членом русской Академии наук XVIII в., знаменитым ученым, немцем Шлецером на немецком языке и изданном в начале XIX века. Вот основные черты взгляда Шлецера, которого держались Карамзин, Погодин, Соловьев: "До половины IX в., т. е. до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную бедными, разбросанно жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии, варягами, около половины IX в.".

Известная картина нравов восточных славян, как ее нарисовал составитель "Повести о начале Русской земли", по-видимому, оправдывала этот взгляд. Здесь читаем, что восточные славяне до принятия христианства жили "зверинским образом, скотски" в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными один другому родами: "живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим".

Итак, нашу историю следует начинать не раньше половины IX в. изображением тех первичных исторических процессов, которыми везде начиналась человеческое общежитие, картиной выхода из первобытного дикого состояния.

Другой взгляд на начало нашей истории прямо противоположен первому. Он начал распространяться в нашей литературе несколько позднее первого, писателями XIX в. Наиболее полное его выражение можно найти в сочинениях профессора Московского университета Беляева и Г. Забелина, в первом томе "Истории русской жизни с древнейших времен". Вот основные положения этой точки зрения. Восточные славяне искони обитали там, где знает их наша

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Главная

Тригенерация

Новости энергетики

Сочи-2014,новости спорта