Пользовательского поиска
|
— Очень полезная книга, — сказал
лейтенант. — Там все сказано про священников…
— Все мыслящие люди — атеисты, —
сказал майор…”
Фредерик ни в этом, ни в последующих
эпизодах не принимает участия в зубоскальстве. Между ним и священником
возникает симпатия, которую чувствуют оба: “Я улыбнулся священнику, и он
улыбнулся мне в пламени свечи”.
Священник даже предлагает ему провести
отпуск у своих родных в Абруцци Капракотте, но Генри не суждено там побывать.
“Мне хотелось поехать в Абруцци. Но я
не поехал в места, где дороги обледенелые и твердые, как железо, где в холод
ясно и сухо… Я не поехал в такие места, а поехал туда, где дымные кафе и ночи,
когда комната идет кругом и нужно смотреть в стену, чтобы она остановилась,
пьяные ночи в постели, когда знаешь, что больше ничего нет… твердо веря, что больше
ничего нет, и нет, и нет…”
Становится понятным, что Фредерик
Генри живет в мире, лишенном сверхъестественного обоснования, в мире
богооставленном. Общеизвестно откуда писатели позаимствовали это представление.
Оно заимствовано из естествознания XIX-го века. Таков и мир Хемингуэя, мир без
центра.
Фредерик пытается объяснить и другим,
и себе, почему же все-таки не попал в местечко, где ясно и сухо — на родину
священника, которая становится неким символическим воплощением земли, где можно
обрести благодать, каким-то другим измерением, “другой страной”, о которой
священник никогда не забывал.
“Он всегда знал, чего я не знал и что,
узнав, всегда был готов позабыть. Но это я понял поздней, а тогда не понимал”.
То, что Фредерик узнал позднее — это
история, начинающаяся по ту сторону “истории любви”.
А пока в первой книге главный герой
живет в мире случайных и бессмысленных связей, приходя к выводу, “что больше
ничего нет”. Хемингуэй снова подчеркивает его мировоззренческую незрелость,
противопоставляя ей мировосприятие священника, который даже моложе Фредерика.
Кстати, в книге священник ни разу не назван по имени, тем самым подчеркивается,
что это фигура символическая. Очень показательна сцена в госпитале, когда
священник навещает раненого Генри. Они разговаривают:
“— Что с вами, отец мой? У вас очень
усталый вид.
— Я устал, но я не имею на это права.