Пользовательского поиска
|
Адмиралтейство. Под защитой трех
взаимодействующих крепостей началось возведение Петербурга, ставшего с 1712
года новой столицей России, провозглашенной в 1721 году империей.
Государственные и культурно-бытовые
преобразования в Петровский период вызвали к жизни промышленные и общественные
здания и сооружения — фортификации,
верфи, заводы, производственные и гостиные дворы, коллегии, госпитали, учебные
и музейные помещения, театры и жилые здания. Застройка Петербурга
осуществлялась преимущественно по берегам Невы, ее рукавов и протоков, в силу
сильной заболоченности почв и выхода к водным путям.
Размещение градоформирующих сооружений
велось по указаниям самого Петра I. Первоначально поселения группировались по
традиции слободами. Строились в виде крестьянских изб или городских хором с
фасадами, иногда расписанными под кирпичную кладку. Единственным примером
раннего периода является воссозданный позднее рубленый домик Петра I на берегу
Невы на Петроградской стороне, снаружи расписанный “под кирпич”.
С 1710 года стали строить только
кирпичные дома. Несмотря на принудительные меры переселения в Петербург,
строительство велось медленно. Идейно-политическая важность быстрого возведения
столицы выдвинула перед архитектурой ответственные задачи. Город надо было
создать исходя из передовых градостроительных принципов, обеспечивающих его
престижно-представительный характер не только во внешнем
архитектурно-художественном облике, но и по планировочной структуре. Не хватало
квалифицированных архитекторов. И в 1709 году учреждается Канцелярия, ведавшая
всеми строительными делами. При ней создается школа для начального изучения
зодчества. Рассчитывалось, что более глубокие познания ученики этой школы
должны были получить в архитектурных командах в процессе практического
сотрудничества опытных архитекторов. Однако школа и команды не могли обеспечить
расширяющееся столичное строительство. Петр I приглашает опытных архитекторов
из западных стран, что позволило почти сразу же вовлекать их в строительство
города. А также отбирают талантливых молодых людей и командируют их для
обучения в западноевропейские страны инженерным и архитектурным искусствам.
В новую столицу в 1710 году были приглашены: итальянцы Н. Микетти, Г. Киавери, К. Б. Растрелли, француз Ж. Б. Леблон, немцы Г. Маторнови, И. Шендель, А. Шлютер, голландец Г. Ван Болес. Они должны были не только