Пользовательского поиска
|
ступенчатых многоярусных строений
Москвы начала XVIII века. После пожара при восстановлении фасад был упрощен.
В 1710 году Петр I издал указ,
обязывающий вести застройку южного берега Финского залива. Возводятся
дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. К 1725 году возвели двухэтажный
Нагорный дворец. В дальнейшем дворец подвергся перестройке и был расширен в
середине XVIII века архитектором Растрелли.
В этот же период у самого залива был
выстроен небольшой дворец, состоящий из нескольких помещений для Петра I и
парадного зала — дворец Монплезир. Были построены павильон для уединения
“Эрмитаж” и небольшой двухэтажный дворец “Марли”.
Помимо Петербурга велось строительство
в Москве и других городах Российской империи. Вследствие пожара в Москве в 1699
году было запрещено возводить деревянные постройки на пожарищах.
Вместе с тем формальное художественное
сближение архитектуры каменных зданий Москвы с западноевропейским зодчеством,
начавшееся в конце XVII века стало еще более заметным в начале XVIII века.
Примером этому могут служить: дворец Ф. Я. Лефорта на Яузе (1697 – 1699
гг.); Старый Монетный Двор (1697 г.); церковь Успения на Покровке (1695 – 1699
гг.); церковь Знамения в Дубровицах (1690 – 1704 гг.). Это свидетельствует о
том, что отечественные зодчие знали ордерную тектоническую систему и могли
искусно сочетать ордерные и иные элементы с русскими традиционными приемами.
Примером такого сочетания может служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе,
выстроенный одним из московских архитекторов. Фасады дворцы разделены мерным
ритмом пилястр большого коринфского ордена. По сторонам въездной арки их ритм
меняется, и они формируют пилястровый портик с фронтоном. Плановая система в
тоже время представляет собой композицию замкнутого каре, принятую на Руси для
торговых и иных дворов.
В XVIII веке ордерная система стала
обычным декоративным приемом для придания разнообразным сооружениям нарядного
облика.
Об этом свидетельствует художественное решение главного въезда во двор Арсенала (1702 – 1736 гг.) в Кремле, которое представляет собой искусную трансформацию ордеров в сочетании с обилием декоративных рельефных деталей. Замечательным по архитектуре и художественному значению в московском зодчестве является церковь Архангела Гавриила (1701 – 1707 гг.), созданная архитектором И. П. Зарудным (1670 – 1727 гг.). Архитектор проявил