Пользовательского поиска
|
Тредиаковский также использует
традиции анакреонтики, создавая образ возлюбленной — похитительницы сердца:
"Мысли, где сердце, не знают //
Не ты ль, Аминта, то скрала?".
Но в творчестве Тредиаковского
присутствует и играет важную роль другая любовь — любовь к Родине, о чем он и
говорит в своем стихотворении “Строфы похвальные России, сочиненные в Париже
1728 года”: "Россия-мать! Любезный свет! // Мне мало сто гласов иметь, // Ни
тысячею не воспеть".
В этом отношении особенно интересны
его патриотические “Стихи похвальные России”, тогда же положенные на музыку и
широко распространившиеся в рукописи. Эти стихи были очень популярны, потому
что в них звучит неподдельное чувство любви к родине: "Начну на флейте
стихи печальны, // Зря на Россию чрез страны дальны, // Россия-мати! Свет мой
любезный! // О благородстве твоем высоком // Кто бы не ведал в свете широком!".
Образы любви, возникающие в поэзии
Тредиаковского (“горячей страсти любовь”, “первой любви долгое коварство”,
“богини любве сладость”, “сладку огня... наглость”) оказали влияние на всю
последующую за ним русскую любовную лирику.
Но в лирике Тредиаковского большую
роль играет форма, а не содержание. Это еще не личное переживание, а, скорее,
то, что привнесено автором извне, из сферы мыслимого. Тредиаковский воспринял
все то внешнее, что присуще классицизму, весь его антураж: жанры, образы и так
далее.
Тредиаковский воспринял такой жанр
классицизма, как песня. “Канты Тредиаковского занимают центральное место в
рукописных песенниках 1730 – 50-х годов, а его опыт оказал сильнейшее влияние
на других безымянных авторов, усвоивших в песенном творчестве реформу русского
поэта. Именно в области песнетворчества Тредиаковский, этот неудачник, не
понятый многими современниками, ставший предметом насмешек последующих поэтов и
критиков, приобрел завидную популярность”. Тредиаковский ввел в русскую поэзию
такие образы, как образ любви-страсти, страсти сладостно мучительной, иногда
смертельной, эта страсть всегда привносится извне, чаще всего с помощью стрел
Купидона: "Стрел к любви уж не надо: // Воля всех любить рада.
Ах, любовь дорогая! // Любовь язвит едину, // Другой ранен грезину.
Буди ненависть злая".