Пользовательского поиска
|
портрет своей Матери-России:
"Изобрази Россию мне, // Изобрази ей возраст зрелой // И вид в довольствии
веселый, // Отрады ясность по челу
И вознесенную главу".
В своем стихотворении “Ночною
темнотою” (1747) автор обращается к теме любви. Любовь здесь чувство, которое
внезапно привносится извне, которое мучит и от которого невозможно
освободиться: "Мой лук еще годится, // И цел и с тетивой, // Ты будешь век
крушиться // Отнынь, хозяин мой".
Теория страстей также занимает
значительное место в “Риторике”, где в числе прочих рассматривается и природа
любви. Чувства, вызываемые прекрасным (в отличие от возвышенного), Ломоносов
сближает с любовью. Он называет эту страсть матерью всех других. Таким образом,
прекрасное — основа, источник, критерий эмоций, в том числе и любви.
Но все-таки главную роль в творчестве
Ломоносова играет тема любви к Родине как чувства всеобщего, а не просто
индивидуального чувства, лишенного высот духа. Но это чувство достаточно
личное, в поэтической же форме оно предстает перед нами как сверхличное, как
обобщение всех чувств, испытываемых по отношению к Родине — России!
Итак, собственно любовной лирике М. В.
Ломоносов уделял немного внимания, но его работы в области теории литературы
помогли дальнейшему развитию лирики, а его торжественные стихотворения,
посвященные любви к Родине, долгие годы оставались примером для подражания.
Принципы классицизма и, в особенности,
классицистической лирики вслед за В. К. Тредиаковским и М. В. Ломоносовым
продолжал развивать А. П. Сумароков. Свои мысли о творчестве А. П. Сумароков
изложил в своей “Эпистоле о стихотворстве”, являющейся вольным переводом
“Поэтического искусства” Буало. Хотя Сумароков неоднократно заявлял, что у него
не было никаких руководителей в поэзии, однако, несомненно то, что в начале
своей поэтической деятельности, во вторую половину 1730-х годов, он был
убежденным последователем Тредиаковского. Появление новаторской поэзии
Ломоносова Сумароков, по словам последнего, встретил недружелюбными
эпиграммами. Однако вскоре Сумароков, как, впрочем, и Тредиаковский, усвоил
новые принципы версификации и литературного языка, введенные Ломоносовым.
М. М. Херасков придумал такую надпись к портрету А. П. Сумарокова, помещенному в полном собрании всех сочинений А. П. Сумарокова (1781): "Изображается потомству Сумароков, // Парящий, пламенный и нежный сей