Пользовательского поиска
|
творец, // Который сам собой достиг
Пермесских токов, // Ему Расин поднес и Лафонтен венец".
Но, кроме трагедий, басен и од,
Сумароков писал и любовные стихотворения. А. П. Сумароков творил в русле
классицизма и, следовательно, строго придерживался определенной жанровой
организации. Именно поэтому его стихотворения о любви часто написаны в чисто
классицистических жанрах — идиллии, эклоги, элегии. А.С. Пушкин называл поэзию
Сумарокова “цинической свирелью”. “Свирель” в 18 веке служила для обозначения
так называемых пастушеских жанров — идиллии и эклоги. “Цинической” она названа
потому, что любовные стихотворения действительно отличаются некоторой
фривольностью, что полностью отвечало запросам придворной жизни того времени.
Его любовные песенки писались от лица, как мужчины, так и женщины, в них
выражались оттенки любовных чувств, в особенности ревность, томление, любовная
досада, тоска.
Белинский, характеризуя эклоги и
указав на их достаточную откровенность, все же отметил: “И, несмотря на это,
Сумароков и не думал быть соблазнительным или непримиримым, а, напротив он
хлопотал о нравственности”.
В доказательство своей точки зрения
Белинский полностью привел посвящение из “Эклог” Сумарокова; основная идея
этого посвящения сформулирована Сумароковым в следующих словах: “В эклогах моих
возвещается нежность и верность, а не элопристойное сластолюбие и нет таковых
речей, кои бы слуху были противны”. Сумароков, конечно же, понимая
относительность подобных слов: в одной своей, почти неприличной басне он
иронически заметил: “Я скромности всегда был крайний почитатель”.
Сумароковым написано множество эклог,
но все они более или менее однообразны. П. А. Берков во вступительной статье к
книге А. П. Сумарокова отмечает, что почти каждая эклога начинается “большим
“пейзажным” введением, изображающим условную пастушескую, счастливую страну”.
Пейзаж в сумароковских эклогах обычно тихий, безоблачный, чаще всего залитый
солнцем, иногда посеребренный луной: "К раскрытию очей и к услажденью
взора // Выходит из-за гор прекрасная Аврора, // Сияет на лугах прекрасная
весна..."
После описания пейзажа либо герой, либо героиня сообщают своим друзьям или поверяют источнику свою тайну — любовь к пастушке или пастуху. Дальнейшая часть эклоги содержит борьбу между страстью и стыдом, всегда