Пользовательского поиска
|
Они страдают в разлуке, переживают ее
с трудом: "Без Филины очи сиры,
Сиры все сии места; // Отлетайте вы, зефиры, // Без нея страна пуста; //
Наступайте вы, морозы, // Увядайте, нежны розы!".
Но, если условный мир утех,
предусмотренный поэтикой классицизма, воспроизводился им в традиционных жанрах
идиллии и эклоги, то мир искренних душевных переживаний раскрылся в его
песенном творчестве. В лучших песнях Сумарокова представлена целая гамма
человеческих переживаний, которая становится шире, чем в творчестве его
предшественников (например, Тредиаковского).
Появляются такие мотивы, как
неразделенная, “незаконная” и торжествующая любовь, тоска, разлука. Мотив
ревности, присутствующий в творчестве Сумарокова, существовал и в литературной
песне Тредиаковского, но Сумароков придает ему новые оттенки. Так, безответная
любовь женщины заставляет ее с горечью произнести: “Ты ко мне, как камень, я к
тебе, как пламень”.
Любовь в стихотворениях Сумарокова
находится в постоянном конфликте с разумом, это область постоянной внутренней
борьбы. Любовь у Сумарокова оказывается сильнее рассудка (“Вся кровь бунтуется,
ум страсти отступает. Рассудок мой погиб”). Она захватывает всего человека, и
он уже не властен над ней даже тогда, когда кроме страсти она ничего не приносит,
когда дорогая изменила (“Ты хотя меня забыла, // Мне нельзя тебя забыть, // Я
изменой за измену не могу тебе платить”). Любовь, а точнее — страсть, в
человеке так же борется и со стыдом, что приводит в полное замешательство
разум: "Стыд из сердца выгнать страсть мою стремится, // А любовь
стремится выгнать стыд. // В сей жестокой брани мой рассудок томится, // Сердце
рвется, страждет и горит".
Лишившись любви любимого человека,
любящее сердце не может забыть о нем: "Мне забыть его не можно // Так, как
он меня забыл: // Хоть любить его не должно, // Он, однако, все мне мил. // Уж
покою томну сердцу // Не имею никогда;
Мне прошедшее веселье вображается всегда".
И, оставшись один, герой страдает от
разлуки, но до сих пор любит неверную: "Несчастен стал тем, что я с тобой
спознался, // Началом было то, что муки я терплю, // Несчастнее еще, что я
тобой прельщался, // Несчастнее всего, что я тебя люблю".