Пользовательского поиска
|
И в своей оде Ржевский подводит итог,
говорит о всеохватной любви: "Любовной в свете страсти // Нельзя приятней
быть, // И в свете нет напасти // Жесточей, как любить".
Любовь — это и радость, и горе, и
сладость, и боль, это самое интимное переживание человека. Именно такой
предстает любовь в художественном мире А. А. Ржевского, который сумел в своих
лирических произведениях показать глубины человеческой души, тонкие чувства
любви и дружбы.
Но литература не стояла на месте, она
продолжала развиваться. Она получила свое развитие в произведении других
поэтов. Одним из таких поэтов, также творивших в русле классицизма, был Г. Р.
Державин.
С начала 1780-х годов в творчестве Г. Р.
Державина появляются анакреонтические мотивы. Это мотивы наслаждения
чувственными радостями бытия. Одним из главных удовольствий в жизни человека
анакреонтика считала любовь. Гаврила Романович Державин, вслед за Н. А. Львовым
с его переводами анакреонтики, также обращается к этому жанру легкой поэзии.
Державин выпустил в 1804 году свои “Анакреонтические песни”. К анакреонтике
Державина привлекли такие ее достоинства, как необычайная простота и
естественность стиха, глубина поэтического самораскрытия.
Именно поэтому в “Анакреонтических
песнях” Державин обращается к самому глубокому из человеческих чувств — любви.
“Огонь, и меч, и щит красавица сражает”, — говорит Державин в своем
стихотворении “К женщинам”, тем самым утверждая торжество красоты в мире.
Красота всегда соседствует с любовью, и в большинстве анакреонтических стихотворений
Г. Р. Державина любовь — не жизнь сердца, а любование красотой. Например, в
стихотворении “К Анжелике Кауфман” Милена любима, потому что мила: "Напиши
мою Милену, // Белокурую лицом, // Стройну станом, возвышенну, // С гордым
несколько челом, // Чтоб похожа на Минерву // С голубых была очей..."
Любить — значит пленяться красотой.
Поэт в своих “Анакреонтических песнях” воспевает “всех жен прекрасных”. Красота
у Державина — чувственная, осязаемая, теплая.
Любовь в “Анакреонтических песнях” —
это также предмет поклонения, воспевания, как, например, в стихотворении
“Лира”: "Так не надо звучных строев, // Переладим струны вновь; //Петь
откажемся героев // И начнем мы петь любовь".
Во многих песнях этого сборника любовь предстает перед нами как самоцель. Она для лирического героя является главной жизненной задачей, без