Пользовательского поиска
|
нее он просто перестает быть цельной
личностью. Это понимание любви мы находим, например, в стихотворении “На
разлуку”, где автор такими словами описывает, как он скучает по жене: “Когда ж
назад ты возвратишься, Весельем мой наполнишь дом”. А в стихотворении “Соловей
во сне”, герой, размышляя о грядущей смерти, решает для себя: "Стану ж
жизнью наслаждаться, // Чаще с милой целоваться, // Слушать трели соловья".
А в стихотворении “Желание” перед нами
конкретная жизненная программа: "К богам земным сближаться // Ничуть я не
ищу, // И больше возвышаться // Ничуть я не хощу. // Души моей покою // Желаю
только я: // Лишь будь всегда со мною // Ты, Дашенька моя".
То есть для Державина любовь — это
домашний уют, тепло, любящие тебя люди, в первую очередь жена. И те же
требования к жизни и к любви предъявляет поэт в стихотворении “К самому себе”.
Размышляя о самом себе и о своей жизни, о людях ему встречающихся, он приходит
к выводу, что “лучше, лучше мне ленится, чем злодеев наживать”, и собирается
построить свою жизнь по определенному плану, где любовь является, после Музы,
самым главным компонентом: "Утром раза три в неделю // С милой музой
порезвлюсь; // Там опять пойду в постелю // И с женою обоймусь".
Но любовь у Державина — это не только
тихое, домашнее чувство. Любовь может быть и битвой, сражением между двумя
любящими сердцами. О победе любви и красоты в жаркой любовной битве поэт с
помощью аллегорических образов говорит в стихотворении “Победа красоты”: "Вздыхал
и пал к ногам лев сильный, // Прелестну руку лобызал, // И чувства кроткие,
умильны // В сверкающих очах являл".
Сопоставляя красавицу и чудовищное
животное, автор показывает победу красоты и любви над силой. Любовь — сама по
себе громадная сила, об этом говорится в том же стихотворении “Победа красоты”:
"Не раз потом уже случалось, // Что ум смирял и ярость львов, // Красою
мужество сражалось, // И побеждала все любовь".
Тема любви-сражения развивается также
и в стихотворении “Бой”, но здесь она приобретает несколько другой аспект:
"Ах, тщетна защита друга, //
Ежели уж в сердце враг".
То есть сражение происходит не столько
с любовью как с внешней силой, а как с чем-то, что поражает изнутри.