Пользовательского поиска
|
В стихотворении “Стрелок” в ярких
образах стрелка и лебеди мы опять наблюдаем взаимное противостояние и
притяжение влюбленных: "Но вечор вдруг повстречалась // Лебедь белая со
мной. // Хвать в колчан, ан стрел уж нету, // Лук опущен; стал я в пень. // Ах!
Беречь было монету // Белую на черный день".
И в этой борьбе опять побеждает
взаимная любовь, из двух любящих ни один не остается в проигрыше, эта борьба —
без проигравших.
Та же мысль прослеживается в финальном
четверостишии стихотворения “Геркулес”: "Не могла не улыбнуться //
Красота, как шлем сняла: // Не успел он оглянуться — // В шлеме страсть гнездо
свила".
Также в “Анакреонтических песнях” мы
встречаем понятие любви как сладостного плена. В стихотворении “Цепи” впервые в
русской лирике появляется образ любовных цепей, обвивающих человека: "А если
и тебе под бремя чьих оков // Подвергнуться велит когда-либо природа, // Смотри,
чтоб их плела любовь, // Приятней этот плен, чем самая свобода".
В стихотворении “Песнь баярда”
лирический герой воспевает любовь: “Как твое нам вдохновенье Восхитительно,
Любовь!” Для героя этого стихотворения любовь — это сладкий плен, из которого
никто и не думает освобождаться: "Нет блаженнее той части, // Как быть в
плене милой власти, // Как взаимну цепь носить, // Быть любиму и любить".
Герои Державина всегда носят “взаимну
цепь”, все чувства их никогда не остаются без ответа. На празднике жизни, каким
является анакреонтическая поэзия, нет места неразделенной любви.
Так же взаимна и сладострастная
любовь, описание которой встречается в таких стихотворениях, как “Пеночка”,
“Пчела” и другие. В стихотворении “Пеночка” через образ пеночки показывается
сладость любви: "...Как сладка, сладка любовь! // Как приятно восхищенье
// Быть любиму и любить".
Это совершенно новый тип образности,
введенный Державиным в русскую любовную лирику. Сладострастная любовь в
стихотворении “Пчела” появляется в образе пчелы. Любовь в этом стихотворении
сладка, как мед: “К меду прилипнув, // С ним и умру”, от нее невозможно
оторваться. Красавица сравнивается с цветком, на который летит пчела:
"Соты ль душисты // В желтых власах, // Розы ль огнисты // В алых устах,
// Сахар ли белый // Грудь у нее... "
Наслаждение жизнью, земные радости бытия воспеваются Державиным в “Анакреонтических песнях”. Им свойственен и эротический элемент — то, что Пушкин называл эротикой “невинного, великого Державина”. Вот как, например,