Пользовательского поиска
|
маленьких услуг дух отчий веселя, // Не
забываешь отсутственного брата, // Желаешь каждый день к себе его возврата".
Кроме родственных уз, брата и сестру
связывает духовная близость, общность мыслей и чувств (“Чья чистая душа душе
моей ближайша”). Поэт восхищается нравственным обликом Феоны и воспевает его.
Рядом с семейной темой — тема
дружеской любви. Несколько дружеских посланий Муравьев посвятил вологодскому
помещику А. М. Брянчанинову. Одно из них — “Письмо к Брянчанинову” — написано в
связи со смертью жены последнего. Это послание — знак сердечного участия:
"Одна лишь грусть твоя твое днесь утешенье; // Воззри на тлен вещей. Ум,
юность, красота,
Увы! Пред божиим величьем суета".
Стихотворение “К Хемницеру” связано с
той мыслью, что Муравьеву хотелось бы и после смерти жить в воспоминаниях своих
друзей — Хемницера и Львова: "Когда ж со Львовым вы пойдете мимо оба, // И
станут помовать цветочки сверху гроба, // Поколебавшись вдруг, // Я заклинаю
вас: постойте, не бежите! // И, в тихом трепете обнявшися, скажите: // “Се
здесь лежит наш друг”.
И, хотя дружеская и семейная лирика
занимает большое место в творчестве М. Н. Муравьева, также в нем присутствует и
лирика собственно любовная. В конце 1770-х годов появляется в его творчестве цикл,
озаглавленный “Pieces fugitives”. Сам Муравьев переводит этот термин как
“убегающая поэзия”.
У Муравьева мы сталкиваемся с темой,
резко противоположной традиции французской легкой поэзии, где доминировала тема
вполне земной любви. Он либо ограничивается поверхностным, подчеркнуто легким
изображением отдельных внешних сторон своих отношений с реальной, а очень
вероятно, что и условной дамой сердца: "Ты мне делаешь приветства, //
Пляшешь весело со мной, // И во всех забавах детства // Ты всегда товарищ мой",
либо любовная тема для него является только отправным пунктом для создания
своих “убегающих” стихов: "Я жизнию доволен, // Ходя твоей тропой. //
Оставить приневолен, — // Ты следуешь за мной".
Существует группа стихов Муравьева, которая в большей мере отвечает названию “любовная лирика”, так как имеет своим предметом сердечные взаимоотношения автора с героиней. Но чувства в этих стихах изображены достаточно условно. Даже самое “драматическое” стихотворений цикла, несмотря на специфический подбор “чувствительной” лексики, воспринимается, как стилизация минутного настроения: "Боги, все, что злее в муке, // Все то в сердце