Пользовательского поиска
|
сем брегу. // Я с Еглеею в разлуке //
Жить нещастный не могу. // Я чувствителен был ею, // Для нее я трепетал, // Вы
похитили Еглею, // Я теперь бесстрастным стал; // Я бегу приятной неги, //
Мрачну зреть желаю твердь, // В море слышать ветров беги, // Ощущать пришедшу
смерть".
Муравьев и не стремится отражать
реальную правду чувств. Для него характерно даже само определение любимой
женщины: “Благополучие, питательница Муз”. Для его поэзии чувство любви, объект
этого чувства важны постольку, поскольку они являются источником вдохновения и
эмоций. Такое понятие о любви впервые появляется в русской лирике именно в
творчестве Муравьева. "Приди, в сии явленья, // Со мной перенесись,
Эмилий размышленья // Мгновеньем насладись", — призывает Муравьев.
Если герой стихотворения грустит:
"Воздыхаю приученно, // Сердце может ли мое, // Не прервавши бытие, //
Зреть, о небо, пресечено // Упражнение свое", то в самой мелодике стиха
ощущается “наслаждение” грустью. Отношение поэта к содержанию своей лирики
наиболее ярко проявляется в следующем отрывке: "Не разгоняй туман
волшебный // Манящих, сладостных и легких образов, // Которых общества желал бы
философ // Во храмине учебной. // Желал бы суетной: затем, что весь их строй //
Сегодня учится в уборной // У этой Нины непокорной, //
Которой раболепствуют и пастырь и герой".
В стихотворениях Муравьева отражены не
реальные события, а порожденный ими “волшебный туман манящих, сладостных и
легких образов”. Когда мы говорим о поэзии Муравьева, мы имеем дело не столько
с поэзией чувств, сколько с поэзией сердечного воображения. Автор сознательно
предпочитает роль стороннего наблюдателя в любовных отношениях, которые могли
бы вызвать в нем определенный внутренний отклик: "А я любил бы
чрезвычайно, // Когда бы дар позволил мой // Входить в сердца, хранящи тайны,
Быть зрителем минуты той, // Как чувство новое зачнется // Во всей невинности
своей. // И сердце юное проснется // Ко пробужденности своей".
Такая позиция Муравьева объясняет
появление малосвойственной любовной лирике 18 века темы нравоучительного
восхваления добродетельности. Восторженное описание поэтом красоты своей
возлюбленной: "Так сияют очи ясны, // Сладок голос уст твоих, // Все черты
твои прекрасны", сменяется несколько настораживающей строкой: "Мы сперва
к тебе влекомы // Внешней вида красотой, // Более с тобой знакомы, // Забываем
образ твой".