Пользовательского поиска
|
Внешний “образ” оказывается забытым
для того, чтобы уступить место воспеванию “добродетелей твоих”, души, открытой
состраданью, и так далее.
И можно поспорить с Бруханским,
который утверждает, что “легкие стихи Муравьева различны по настроению:
пессимистическая медитация чередуется с анакреонтическими мотивами, сердечные
горести — с радостями, салонная камерность — с интимностью. Легкая поэзия
становится продуктом случайных эмоций, а не средством выражения нравственных и
философских убеждений, как это имело место в поэзии Сумарокова и Хераскова. Она
призвана отражать человеческие переживания даже в самых незначительных их
проявлениях”. Это подтверждается стихотворением “О милое мечтанье” (1778), в
котором Муравьев рассуждает о любви как о чем-то чистом, том, что не может
тронуть мерзость жизни, о том, что сильнее порока: "Не внидет нагла
дерзость // В то сердце, в коем ты. // Бежит порока мерзость // Соседства
красоты".
А в стихотворении “Благоразумие”
Муравьев приводит читателей к мысли, что лучше вообще отказаться от любви:
"Хотите ль ваш покой, о, юноши, спасти? — // От искушения старайтеся уйти".
Но затем опять появляется понимание
любви как наваждения, захватившего лирического героя; как это происходит в
стихотворении “Постоянство”: "Я могу тебя, сурову, // Без надежды обожать,
// Слезы в сих глазах держать // И оставить жизнь по слову, // Не преставши
воздыхать".
Те же мысли — и в стихотворении
“Обаяние любви”. Любовь — это то, что переживается как яркое внутреннее
действо, то, что связано с красотой и юностью: "Влюбленного очам яснее
день сияет: // Волшебства смутные природа исполняет, // Душа величится, и силы,
спящи в ней, // Восходят в полноту деятельности своей. // Любовью дышит все от
небеси до ада".
Таким образом, М. Н. Муравьев как один
из первых русских поэтов-сентименталистов ввел в литературу круг тем
сентиментализма — нежные чувствования, связанные с дружбой, нежной любовью
между родственниками, между мужчиной и женщиной. Но теоретическую базу для
русского сентиментализма создал другой выдающийся литературный деятель 18 века
— Н. М. Карамзин.
Доминантой “человеческой природы” сентиментализм объявил чувство, а не разум. Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием его осуществления полагал не “разумное” переустройство мира, а высвобождение и совершенствование “естественных” чувств. Русский