Пользовательского поиска
|
В записях 1720 – 1730-х годов
встречаются любовные песни с античным мифологическим антуражем. В них
встречаются такие мифологические персонажи, как Венера, Нептун, а особенно
часто встречается имя Купидона. А в 1730-м году появляются песни В. К.
Тредиаковского, напечатанные в составе переведенного им романа П. Тальмана
“Езда в остров Любви” и в приложении к этому роману. Именно в стихотворениях
Тредиаковского впервые печатно узаконена мифологическая образность для любовной
песни, и именно он первым напечатал свои любовные песни, чем вызвал негодование
приверженцев старины. Любовные песни Тредиаковского — это важный этап в
развитии русской лирики 18 века. Т. Н. Ливанова так отзывается о песенном
аспекте творчества Тредиаковского: “В 1725 году он сочинил песенку “Весна
катит, зиму валит”, которая сразу приобрела очень большую популярность и долго
встречалась в сборниках кантов с несложной музыкой песенно-танцевального
характера. Над этой наивной песенкой немало потешались потом читатели, начиная
с Ломоносова. Однако, если сравнить ее не столько с последующим ярким расцветом
русской лирической поэзии, как с более ранней “виршевой” лирикой, — песенка
Тредиаковского покажется изящным и легким образцом новой поэзии”. Далее исследовательница
говорит о стихах Тредиаковского из романа “Езда в остров Любви”, что “почти все
они стали русскими кантами и вошли в рукописные сборники, будучи записаны
вместе с музыкой”. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что русская
литературная песня — любовная песня! — была создана Тредиаковским. Переведенная
им книга Поля Тальмана содержала около сотни стихотворений и стихотворных
отрывков, как в тексте романа, так и в особом приложении, названном “Стихи на
разные случаи”.
В предисловии “К читателю”
Тредиаковский предупреждал, что “сия книга есть сладкая любви”, “книга
мирская”. Он тем самым подчеркивал ее светский, нерелигиозный характер и
новизну ее содержания. До “Езды в остров Любви” русская печатная литература не
знала подобных произведений. “Ассамблеи, новые формы быта развивали в молодых
людях новое понимание любви не как греховного чувства, а как высокого, нежного
переживания душевной преданности любимой. Впервые на Руси появляются галантные,
изящные кавалеры, тонко ухаживающие за дамой”.
И все то новое, привнесенное Петровской эпохой в нравы, в общественную жизнь и особенно в понимание любви, впервые с таким искусством было