Пользовательского поиска
|
Речевые явления двусторонни: каждое из
них в неразрывной связи обладает, с одной стороны, значением, с другой —
звуковым составом. В звуковой стороне ее различительные возможности приобретают
особую социальную значимость. Различительность и выступает как наиболее общее
свойство звуковой стороны.
Для обозначения звука речи в
социальном аспекте введен термин фонема, который уточняет обычные представления
о звуках речи. Фонема проявляется в речи в отдельных конкретных звуках; она
может включать в пределах известного диапазона несколько разновидностей звуков
в физическом соотношении, поскольку они не выступают по отношению друг к другу
различителями значимых элементов.
Конкретные звуки, входящие в одну
фонему, носят название оттенков фонем. Наблюдение оттенков фонем затруднено
тем, что они не привлекают к себе внимания говорящих вследствие отсутствия у
них самостоятельной различительной роли в процессе общения.
Наконец, следует отметить, что фонемы,
служа для различения значимых единиц, сами по себе не являются носителями
значений.
Словообразование является важной темой
в учебной программе по русскому языку. Оно, в сущности, пронизывает все темы
морфологии и имеет большое значение для понимания многих явлений языка.
Элементарные сведения по этой теме учащиеся получают еще в начальной школе, а в
средней школе знания по этому вопросу углубляются и расширяются.
Вопросы словообразования интересуют
всех, кто желает глубоко и сознательно изучить язык. Это понятно, так как
словообразование в широком толковании — это наука не только о том, как
возникают новые слова, но и о том, каков состав уже имеющихся в языке слов.
Следовательно, в этом плане словообразование может быть определено как раздел
науки о языке, изучающий морфемный состав слов и способы их образования.
Примерно такое же понимание термина
“словообразование” мы встречаем и в работах Г. О. Винокура, В. В. Виноградова,
Н. М. Шанского, Е. А. Земской и многих других лингвистов. В более узком
значении словообразование — процесс производства новых слов от уже существующих
в языке основ.
Необходимо учесть, что образование
слов и анализ их морфемного состава являются соотносительными процессами и
связаны между собой.