Пользовательского поиска
|
Предчувствуя эту опасность, движения
гуманистической направленности консолидируют свои усилия. Некоторые общества
пытаются объединиться с тем, чтобы в дальнейшем политическое объединение
охватило весь земной шар. Но где гарантии того, что это сверхгосударство,
опираясь на обширные нравственно отсталые слои, расшевеливая неизжитые в
человечестве инстинкты властолюбия, не перерастет опять-таки в диктатуру и,
наконец, в тиранию?
Знаменательно, что именно религиозные
конфессии, раньше всех провозгласившие интернациональные идеалы братства,
теперь оказываются в арьергарде всеобщего устремления ко всемирному. Возможно,
в этом сказывается характерное для них сосредоточение внимания на внутреннем
мире человека, пренебрежение всем внешним, к чему относятся и социальные
проблемы общества. Но главную причину этого Д. Андреев видит в ужасе перед
объединением мира, который возник еще во времена древнеримской империи, перед
единовластием, ведущим к последним катаклизмам истории и ее катастрофическому
перерыву.
На горьком опыте человечество
убеждается, что ни социально-экономические движения, управляемые голым
рассудком, ни достижения науки сами по себе не в состоянии провести
человечество между тираниями и мировыми войнами.
Наука превращается в послушную
служанку политических деспотий, куда более послушную и надежную, чем была
церковь для феодальных владык. Трагедия, по словам Андреева, коренится в том,
что научная деятельность с самого начала не была сопряжена с глубоко продуманным
нравственным воспитанием. К этой деятельности допускались все, независимо от
уровня их нравственного развития. Неудивительно, что каждый успех науки и
техники обращается теперь одной стороной против подлинных интересов
человечества.
Таким образом, опыт истории подводит
нас к пониманию того очевидного факта, что опасности будут предотвращены и
социальная гармония достигнута не путем развития науки и техники самих по себе,
не переразвитием государственного начала, не приходом к власти пацифистских организаций
социал-демократического типа, но установлением над всемирной федерацией
государств некоей незапятнанной, неподкупной, высокоавторитетной инстанции,
инстанции этической, внегосударственной и надгосударственной, ибо природа
государства неэтична по своему существу.